Приют для бездомных животных


Готовность первоклассника к школе В последнее время стало «модным» готовить ребенка к обучению в школе, водить его в разные школы развития, которые в большинстве случаев просто дублируют программу подготовительной группы детского сада. На мой взгляд, это нужно только тем детям, которые по разным причинам не посещают детские дошкольные учреждения. Что же побуждает родителей водить своих детей в эти школы?

Это, как правило, желание, чтобы их ребенка хорошо «подготовили» к школе: научили читать, писать, считать. И когда этот «минимум» выполнен, родители с гордостью заявляют, что их ребенок готов к школе. Но что же бывает на практике? Такая «подготовка» вовсе не гарантирует, что ребенок будет успешно осваивать школьную программу. И иногда получается как раз наоборот: те дети, которые не получили такую подготовку, учатся успешнее. Чтобы разобраться в том, почему так происходит, необходимо остановиться на основных составляющих готовности к школе или школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной, социальной, личностной.

1. Интеллектуальная готовность:

  • Дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;
  • Концентрация внимания;
  • Аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
  • Логическое запоминание;
  • Сенсомоторная координация;
  • Умение воспроизводить образец;
  • Развитие тонких движений руки;
  • Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

2. Эмоциональная зрелость:

  • Уменьшение импульсивных реакций по сравнению с прошлыми годами;
  • Возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

3. Социальная зрелость:

  • Потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
  • Способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

 

4. Личностная готовность:

Развитие мотивационной сферы

  • Познавательные мотивы или потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
  • Социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Развитие произвольной сферы

  • Умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилам поведения;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение внимательно слушать учителя и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

 

Опираясь на данные исследований, можно сделать вывод о том, что

Ребенок к школе

готов не готов

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.


Памятка родителям первоклассников

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником режим дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Созончук Елена Викторовна,
психолог-психотерапевт.