Мы и наши родители. Сценарий жизни - связь поколенийИгорь ГожийАлексей Сивов
Авторы рубрики: Игорь Гожий, Алексей Сивов

Слабые дети сильных матерей

945 год. Русь зажата между Византией и Хазарией. Смерть князя Игоря ставит государство на грань катастрофы. Малолетство его сына Святослава не позволяет ему принять правление. И на престол вступает вдова Игоря княгиня Ольга.

Она объединила враждующие славянские племена. С ее правления начинается каменное градостроительство на Руси. Именно Ольга ввела порядок в систему налогообложения. Очаровав византийского василевса, она крестилась в Святой Софии и принесла православие на Русь. Благодарные потомки назвали ее Ольга — Равноапостольная.

Сын ее, Святослав, был замечательным воином. Он побеждал в схватках, но не выиграл ни одной войны. Он сгинул в одном из походов, не дожив до зрелого возраста. О нем известно только потому, что он был сыном великой княгини Ольги.

* * *

Сильные, успешные, энергичные женщины. Часто возникает вопрос, почему дети не наследуют их силу и энергию? Почему так часто они пассивны и инертны, а если и активны, то в области, очень далекой от той, в которой занята их мать? Ограничимся ли мы банальной фразой: «природа отдыхает на детях гениев», переложив ее в контекст силы и достижений? Или пойдем чуть дальше и посмотрим, как в отношениях матери и ребенка формируется Судьба?

Каждый психотерапевт хотя бы раз сталкивался в своей работе с энергичной женщиной средних лет, которая настаивает на том, чтобы привести с собой взрослую дочь, (иногда уже замужнюю), или сына, перешагнувшего двадцатилетний возраст. Из самых лучших побуждений эта женщина ищет помощь для своего великовозрастного ребенка, который: «ничего не хочет делать», «целыми днями сидит за компьютером», «безынициативен, и в институте приходится договариваться за него». Дочь/сын может обучаться в Америке (Великобритании и т. д.), куда ее/его «поступила» мама. И теперь «не занимается спортом», «ест в фастфудах», «не имеет друзей». Мать хотела бы, чтобы психолог поработал с «ребенком» по скайпу и помог ему/ей стать более самостоятельным.

У этой женщины или нет мужа, или он алкоголик, или «он лежит на диване», что вызывает ее крайнее раздражение. И есть взрослый ребенок. Это «дитя» она продолжает контролировать, наставлять и воспитывать, ругая за пассивность, безделье и безответственность. Когда психолог указывает на явную безрезультатность ее «педагогических усилий», она не может остановиться в воспитательном процессе, прекратить свою опеку. 

Вам может показаться, что мы не столько сочувствуем положению, в котором оказывается эта сильная женщина, сколь осуждаем ее. Это совершенно не так. Как психологи мы работаем именно с этими женщинами, а не с их детьми. И в терапии исследуется, как так получилось, что ее успешная во многих сферах жизнь складывается столь несправедливо во взаимоотношениях с детьми и мужем. Как получилось, что эти отношения не дают заслуженную радость, а воспринимаются как крест, который надо нести всю жизнь?

В поисках ответов на эти вопросы мы исследуем историю жизни нашей клиентки, отношения в ее родительской семье. Судьба человека формируется в детстве. Это базовое положение любой аналитической психотерапии. Еще до 7 лет ребенок получает от родителей целый набор предписаний, которые определяют его дальнейшее отношение к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Предписания – это переданные ребенку, (вербально и невербально), приказания, как ему жить. Трагизм ситуации в том, что, во-первых, предписания токсичны, то есть действуют на дальнейшую жизнь ребенка разрушительно, а во-вторых, родители совершенно не осознают процесс передачи этих указаний. Одновременно с этим взрослыми транслируется множество положительных посланий, (в трансактном анализе их называют разрешениями). Но сейчас не о них речь, мы разбираем формирование проблем у нашей клиентки.

Рассмотрим конкретный пример. Семья. Первенец - долгожданный ребенок. Он очень важен для родителей, так как именно с его появлением они ощутили себя папой и мамой, стали, по сути, семьей. А вторая дочь оказывается в тени своего брата. Гораздо большее внимание уделяется именно старшему сыну. Конечно, это делается не специально, не потому что ее не любят. Просто сын значимее для родителей, и по полу, (хотели мальчика), и по очередности рождения. Для очень многих семей рождение первого ребенка является чудом, (все впервые), а появление второго становится почти рядовым событием. Дочь начинает ощущать себя менее нужной, менее важной для родителей по сравнению со старшим братом. В трансактном анализе считается, что дочь в таком случае получает предписание «Не будь значимой». И ребенок подвергает сомнению свою ценность. Она ощущает себя самой незначительной частью семьи. Это пример очень распространенного предписания и последующего за ним детского представления о самой себе.

Кроме предписаний в трансактном анализе выделяют еще и драйверы – инструкции родителей относительно того, каким они хотят видеть ребенка. Для иллюстрации продолжим описывать судьбу нашей клиентки. Семья становится многодетной, и жизнь девочки меняется коренным образом. Родители испытывают дефицит времени, и заботу о родившихся младших сестрах перекладывают на плечи старшей. Девочка начинает обретать ценность, нянчась с ними. «Я полноценна, когда забочусь о других», - таким становится ее представление о себе – сценарное убеждение, определяющее дальнейшую судьбу

Забота о других становится более важной, чем собственные потребности. А так как родители еще требовали от нее хороших оценок, говорили, что надо делать все «на отлично» и служить примером для младших, то у девочки включаются драйверы «Будь сильной», (надейся, прежде всего, на себя) и «Будь совершенной», (то есть делай все идеально). Таким образом, можно перечислить полный набор принятых от родителей посланий, (предписаний и драйверов), которые ведут нашу клиентку по жизненному пути. Или, как говорят в психотерапии, формируют ее Сценарий: «Ты ценна, когда заботишься о других», ««Будь сильной, надейся только на себя», «Будь совершенной, делай все идеально».

Девочка выросла. И превратилась в сильную женщину, которая успешна в карьере, достигла очень многого в жизни, но совершенно несчастна в отношениях с мужем и детьми. В своей семье она не просто лидер, а лидер абсолютный. Она настолько активна, что семейное окружение стало пассивным. Им просто не остается ничего другого. Она беспощадна к себе, когда делает что-либо, (драйвер «Будь совершенной»). И настолько же жестко она оценивает деятельность своих детей. Ведь ей полагается быть «идеальной матерью». Когда дети пытаются что-то делать самостоятельно - сталкиваются с ее драйвером. Под прицелом ее перфекционизма дети выбирают пассивность. Трансактный анализ считает, что они живут с предписанием «Не делай».

В процессе психотерапии эта женщина может, наконец, разрешить себе то, что неосознанно запретили ЕЕ родители – начать заботиться о себе и ценить себя независимо от своих достижений. Наша клиентка изменяет свой драйвер «Будь лучшей» на разрешение «Ты и так достаточно хороша». И тогда она начитает просто жить, предоставив своим детям свободу собственных выборов.

Игорь Гожий, Алексей Сивов.

* Истории, используемые в текстах, являются вымышленными. Они придуманы авторами для иллюстрации описываемых психологических взглядов на то, как развиваются отношения. Создавались эти истории на основе опыта работы с реальными людьми, но не являются прямым описанием клинических случаев. Герои сюжетов – собирательные образы. Гораздо реже мы используем подлинные истории. Тогда предварительно получаем разрешение клиента. Но в этом случае изменены все данные, которые позволили бы идентифицировать реального человека.

Все выпуски рубрики "Мы и наши родители. Сценарий жизни - связь поколений" >>>

Добавить комментарий


© 2008 - 2018, Планета Психологии

Любое копирование материалов сайта запрещено