Приют для бездомных животных


Мы и наши родители. Сценарий жизни - связь поколенийИгорь ГожийАлексей Сивов
Авторы рубрики: Игорь Гожий, Алексей Сивов

В тени матери

Жила-была мама. Она очень любила гулять по лесу. Целыми днями гуляла. А сын у нее был заядлый охотник. Охотился на крупного зверя. Увидит, в кустах кто-то шевелится (вроде кабан), прицелится, но, прежде чем стрелять, обязательно крикнет (на всякий случай):

- Мама, это не ты там?

Кабан, естественно, убегает… И так каждый раз!

Вот однажды заболела мама, осталась дома. Сын обрадовался, схватил ружье – и в лес! Смотрит, в кустах что-то шевелится, вроде кабан! Прицелился – хотел выстрелить, но потом подумал-подумал и как крикнет (на всякий случай):

- Мама, ты случайно не выздоровела?!!!

Сказка Сергея Седова из книги «Сказки про мам».

 

Этот молодой человек пришел ко мне в психотерапию, так как хотел научиться добиваться поставленных целей. Он не защитил диссертации. Он не добился карьерного роста. Он так и не стал говорить на иностранном языке. При всем своем старании. При всей своей усидчивости. При всем своем перфекционизме. Он был человеком с амбициями, но как будто что-то постоянно мешало ему сделать достаточное количество шагов, чтобы цель оказалась достигнутой.

Он хорошо закончил школу. Почти на серебряную медаль. Он замечательно учился в институте. И почти получил красный диплом. Он несколько раз приступал к изучению иностранного языка. С разными преподавателями, по разным программам. Но в какой-то момент занятия прекращались. Он достиг некоторых высот в профессиональной карьере. Но остановился и никак не мог двигаться дальше.

Для удобства дальнейшего повествования мы назовем нашего героя Александром. Работая в парадигме трансактного анализа, мы склонны видеть истоки проблем наших клиентов в истории их детства, в их взаимоотношениях с родителями, в том, как формировался их жизненный сценарий. И мы приглашаем вас последовать за нами в увлекательное исследование жизни Александра. Мы готовы познакомить вас с его матерью. Их взаимоотношения стали причиной необычного родительского «проклятья», которое тяготело над Александром всю его сознательную жизнь.

Мать Александра хорошо училась в школе. Серебряную медаль она не получила из-за банального конфликта с одним из учителей. Училась в институте на четыре и пять, но к красному диплому не стремилась. Достигла в карьере определенной вершины, выше которой развиваться и не собиралась. Вы, наверное, уже видите четкую связь между жизнью мамы и судьбой сына?

Александр не достигал того, чего не достигла его мама. Как будто бы мама поставила некий барьер, перепрыгнуть который Александр не мог. Вы уже догадались, что мама не защитила диссертации, хотела выучить иностранный язык, но так и осталась только русскоговорящей.

Хотелось бы сделать небольшое отступление. Психотерапия, если на нее посмотреть глазами ребенка, иной раз может напоминать волшебную сказку. «Злая королева накладывает проклятие на маленького принца. Он вырастает неспособным совершать великие деяния, для которых был рожден. Тогда на сцене появляется добрый волшебник (психотерапевт), который должен расколдовать принца». Поэтому, используя язык сказки, можно говорить о «материнском проклятии».

Если же будем описывать психотерапию взрослым языком, то речь пойдет о материнской инструкции «как правильно жить», которое называется предписанием и содержит в себе следующее: «Ты не должен достигать бОльшего, чем я!» Предписаниями в трансактном анализе называют родительские послания, которые усваиваются ребенком в очень раннем детстве; передача их не осознается ни родителем, ни ребенком. Предписания определяют сценарий жизни человека или, если сказать по-иному, его судьбу.

Вернемся к нашей истории. Исследуя жизнь Александра, можно убедиться, что у него любящая и заботливая мама. У них сильная эмоциональная привязанность. Александр неоднократно слышал от мамы, что он способен на многое, что она хотела, чтоб он добился в жизни того, чего не добилась она сама. Вас может удивить явное противоречие описания их отношений и предписания «Ты не должен достигать бОльшего, чем я!». Как же может мать, спросите вы, любить своего ребенка и одновременно желать ему «зла»?

Очень просто, ответим мы. И пригласим вас окунуться глубже в трансактно-аналитическую теорию под названием структурный анализ. В ней постулируется, что человек имеет 3 эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок — и каждый момент времени проживает в одном из них. В эго-состоянии Родителя (или просто — в Родителе) мы реагируем на ситуацию по-родительски, то есть заботимся о ком-то, ругаем, хвалим, эмоционально поддерживаем, воспитываем кого-то (что бы не вкладывалось в это слово). Каждому из нас знакомо это состояние. Критикуем оппонента, контролируем подчиненных, хвалим самого себя мы тоже из Родителя. Находясь во Взрослом эго-состоянии, мы реагируем на реальность «здесь и сейчас», используя все навыки и умения, которые у нас есть. В этом эго-состоянии мы решаем большинство серьезных задач, которые перед нами ставит жизнь. А как часто мы ведем себя по-детски? Играем, поем, танцуем. Или даже шалим. А также боимся темноты или мышей. Робко стучимся в дверь начальника. Вжимаем голову в плечи и густо краснеем, когда нам кажется, что нас осуждают. В эти моменты мы проживаем жизнь в эго-состоянии Ребенка.

Перед нами мать и ее малыш - Саша. Женщина из Взрослого эго-состояния меняет подгузники, варит кашу, решает, как одеть ребенка перед выходом на улицу. Находясь в Родителе, она целует мальчика, обнимает его и утешает, когда он обдирает себе коленку, ругает его за баловство. Рассказывает о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Учит тому, что правильно, а что нет. Из Родительского эго-состояния мама хвалит своего сына, когда тот проявляется старательность и настойчивость, учится на 4 и 5. Когда мама взаимодействует с Сашей из своего Ребенка, она играет с ним в «ку-ку», а чуть позже в прятки. Она катается с малышом на карусели. И с детским удовольствием смотрит его любимый мультфильм про Винни Пуха.

Мы подходим к самому главному – к тому, откуда берутся «проклятья». У мамы Александра, как у любого человека, есть свои нерешенные психологические проблемы. У нее в детстве был младший брат, с появлением которого все внимание родителей переключилось на него. В младших классах школы девочка обнаружила, что ее достижения в учебе очень важны для близких. С этого момента она знала, как можно конкурировать с братом за внимание в семье, как доказывать свою ценность. В этом состязании за любовь, (а ситуация в семье ребенком воспринималась именно так), использовались не только школьные оценки, но и достижения в различных других областях. Например, она хорошо плавала и играла в шахматы. Когда брат начал учиться, девочка ревностно следила за его успехами и втайне радовалась, когда он не достигал взятых ею вершин. Ведь если он превзойдет ее, то она лишиться ощущения своей значимости, ценности. Но радовалась в тайне, так как в ее родительской семье считалось, что «дети должны любить и гордиться друг другом». Родителям было бы крайне неприятно узнать, что дочь испытывает «неподобающие» чувства.

Таким было ее детство. Здесь важно указать, что все свои детские переживания мы храним в эго-состояние Ребенка. Прошлое не остается в прошлом, оно с нами. И стоит нам оказаться в ситуации, напоминающей детскую, воскрешаются наши прежние чувства, страхи и желания.

Вернемся к отношениям Александра и его мамы. Как сказано выше, из Родителя мама поощряет успехи сына, радуется им. Когда она в Ребенке, она готова с удовольствием играть с малышом. Но в этом же эго-состоянии хранятся ее травматические ощущения недолюбленности, зависти к младшему брату и желание, чтобы брат не смог достичь ее вершин. Когда мама видит успехи Александра, она радуется им из Родительского эго-состояния. Но в состоянии Ребенка женщина начинает испытывать страх, что сын превзойдет ее. Подобный страх был в отношениях с братом. С сыном она повторяет свою детскую историю. В эго-состоянии Ребенка успех Саши означает крах ее ценности.

Мы описываем процесс, который герои нашего повествования не осознают. На бессознательном уровне Ребенок мамы и Ребенок Саши заключают «договор»:

- Если ты меня любишь, ты не будешь превосходить мои достижения, иначе я потеряю уважение к себе.

- Я люблю тебя и никогда не добьюсь большего, чем ты. Ты сможешь продолжать себя уважать.

Это бессознательное послание из Ребенка мамы в Ребенка сына в трансактном анализе называют предписанием «Не достигай». В ответ на него Саша принимает сценарное решение. И теперь во взрослой жизни он, каждый раз подходя к успеху, так или иначе, останавливает себя. Таким образом, он хранит верность своей матери. На его жизненном пути все время оказываются мамины достижения, которые он бессознательно отказывается превзойти. Так как весь процесс находится вне сознания Александра, его судьба выглядит загадочной.

Задачей психотерапии становится исследование истории жизни клиента и расшифровка его сценария. Осознание предписания и принятого в детстве решения, позволяет Александру разрешить себе жить собственной жизнью и выйти из тени матери. И начать отбрасывать собственную тень. Но это уже совсем другая история.

Игорь Гожий, Алексей Сивов.

* Истории, используемые в текстах, являются вымышленными. Они придуманы авторами для иллюстрации описываемых психологических взглядов на то, как развиваются отношения. Создавались эти истории на основе опыта работы с реальными людьми, но не являются прямым описанием клинических случаев. Герои сюжетов – собирательные образы. Гораздо реже мы используем подлинные истории. Тогда предварительно получаем разрешение клиента. Но в этом случае изменены все данные, которые позволили бы идентифицировать реального человека.

Все выпуски рубрики "Мы и наши родители. Сценарий жизни - связь поколений" >>>

Комментарии  

#1 Пчелка 25.10.2014 13:31
Прекрасная статья!
Цитировать

Добавить комментарий