Мы и наши родители. Сценарий жизни - связь поколений Игорь ГожийАлексей Сивов
Авторы рубрики: Игорь Гожий, Алексей Сивов

Зачем вы, девушки, женатых любите?!

Часть 2

Читать "Зачем вы, девушки, женатых любите. Часть 1"

Есть категория мужчин, живущих комфортно в треугольнике «жена — муж — любовница». Более того, только в таком треугольнике и проживающих комфортно. Мужчины, для которых диадные отношения сопряжены со значительным психологическим напряжением.

Появление любовницы снимает эмоциональную нагрузку с супружеских отношений, позволяет увеличить дистанцию в семье. И вздохнуть свободно. Ведь близость отнимает много сил. Ее проще разделить с двумя женщинами. И не быть близким ни с одной из них.

Виктор имел семью и стабильную карьеру. Его специальность и должность позволяли подолгу работать в разных городах. Дома его ждала жена, а в городе, в котором он руководил реализацией очередного проекта, другая женщина создавала эрзац еще одной семьи. Новый проект, новый город и новые отношения. Он всегда был честен с женщинами, не скрывал наличие семьи и ставил в известность, что развод для него невозможен. Новой девушке открыто предлагалось занять место в треугольнике «жена — муж — любовница» без перспективы каких-либо изменений в будущем.

Любовница оттягивала на себя часть эмоциональной энергии из семьи, и отношения супругов переставали «перегреваться». В то же время жена оберегала мужчину от чрезмерного сближения в другой женщиной: и тем, что просто присутствовала на заднем плане, и тем, что часть ее личных вещей находилась в съемной квартире Виктора и попадалась на глаза. И, что очень важно, при наличии жены новый брак в перспективе просто невозможен. Ведь очень неудобно жениться на каждой своей любовнице. А когда два человека заранее знают, что их отношения не будут длительными и им не придется «быть друг с другом в болезни и радости …», психологическая близость совсем иная. Менее требовательная и менее опасная. Менее опасная в смысле поглощения желаниями другого. Ведь именно этого боялся Виктор.

Свое детство он прожил под массивным давлением контролирующей матери. Считаться с ее желаниями – это то, что Виктор умел очень хорошо. Взаимоотношения между его родителями были конфликтными, и мама сформировала коалицию с сыном. То есть эмоциональный вакуум из-за отсутствия контакта с мужем она заполняла отношениями с мальчиком. Виктор вовлекался в посещение театров и музеев, магазинов и рынков. Он научился хорошо чувствовать мамино настроение и реагировать на него. И потерял надежду на то, что будет услышан сам со своими потребностями.

Такого рода отношения часто завершаются своеобразным бегством из семьи происхождения. Выросший ребенок пытается освободиться от психологической зависимости от родителей через эмоциональной разрыв с ними.

Именно так складывалась жизнь Виктора. Поступление в институт дало возможность дистанцироваться территориально. А сокращение контактов с родителями до минимума создало иллюзию психологической свободы. К сожалению, только иллюзию, так как подлинной сепарации (отделения) при этом не происходит. Детские отношения с матерью непременно воспроизводятся во взрослой жизни и в своей уже семье. И близость сопровождается тревогой. Тревогой «… вновь потерять себя, вновь начать обслуживать женщину, зависеть от ее потребностей и чувств …». Именно этими словами Виктор мог бы сформулировать свой страх перед отношениями, если бы обратился за помощью к психотерапевту.

Потребность быть принятым со своими желаниями и страх быть поглощенным желаниями женщины – это то, что составляло основной внутренний конфликт Виктора. Он нуждался в отношениях и бежал от них. Бежал от жены в другой город и к другой женщине. А от любовницы защищался своей семьей, которая постоянно присутствовала в их отношениях задним планом.

Но наша история не о Викторе, а о девушке, которая находилась с ним в статусе любовницы. И эти отношения пришли к закономерному финалу: закончился его очередной контракт, и он собирался отбыть в родной город к своей семье. Оксана обратилась за психологической консультацией для того, чтобы разрыв с Виктором «не перерос в депрессию». Ощущением женской несостоятельности, жизненного краха, «проигрыша» - так в ней отзывались в прошлом отношения без хэппи-энда, то есть, без фаты невесты в качестве финального приза. А именно за этот приз Оксана боролась всякий раз. Боролась и проигрывала. Задачей наших консультативных встреч стало исследование того, как отношения перерастают для нее в женское соревнование. И как она выбирает мужчин за которых «надо бороться».

Оксана, конечно же, знала, что Виктор женат: он предупредил ее об этом в самом начале развивающихся между ними отношений. Она не предполагала сознательно вступать в конкуренцию с его женой (ведь процессы, создающие проблемы у клиентов, редко находятся в области сознательного). Он просто нравился ей: нравилось его внимание, общение, его увлеченность работой, широкий кругозор и начитанность, разнообразие его интересов. Оксане казалось, что ей будет вполне достаточно их совместных вечеров, разговоров за ужином. Виктор был старше девушки на 15 лет, имел больший жизненный опыт (а также опыт руководителя в той сфере, в которой работала Оксана), и с ним всегда можно было обсудить трудности на работе или в какой-либо иной области: он готов был поддержать, дать дельный совет.

Переезд в съемную квартиру Виктора. Ощущение себя хозяйкой в ней. Вещи его жены, которые Оксана находила в самых неожиданных местах. Ревность. Скандалы. Попытки доказать, что она лучше, чем «эта старая некрасивая женщина, которая давно ему не нужна». Она начала плавать, так как Виктор часто посещал бассейн. Она научилась не падать с лошади, так как Виктор любил конные прогулки. Оксана вкладывалась в отношения полностью. И тем болезненнее был финал.

«Отпустить» Виктора и примириться со своим «поражением» - это то, что Оксана хотела от психотерапии. Но, чтобы понять бессознательные мотивы ее поступков, нам предстояло выйти за рамки ее отношений с Виктором и увидеть жизнь клиентки более полно.

Оксана родилась в семье, в которой факт замужества считался своеобразным знаком качества женщины. Настоящей женщины. Женщины с большой буквы. Это представление о мире клиентка получила от своей матери. Старшая сестра Оксаны оказалась «более успешной», так как замужем уже побыла. На радость родителям, которые гордились ею и ставили ее Оксане в пример. И замужем побыла, и ребенка воспитывала от этого брака. То, что семья не состоялась, считалось второстепенным.

Оксана оказалась заложницей типичной драмы, которую часто можно видеть в семье с двумя детьми. Старший ребенок занимает особое место в семейной системе. Ведь именно его рождение превращает брачный союз двух людей в совершенно особые отношения: мужчина начинает осознавать себя отцом, а женщина - матерью. У молодых родителей все происходит в первый раз: и тревоги по поводу беременности, и радость от первого осознанного взгляда малыша, и нетвердые шаги маленького человечка. Все впервые, а значит, переживается очень остро. Много тревоги, так как родители не уверенны в своих силах. И поэтому много включенности в жизнь малыша. И ребенок получает максимальное количество внимания и любви. С ним родители связывают свои родительские амбиции. Учатся воспитывать, радуются его успехам и переживают из-за неудач.

Вторая беременность не вызывает столько чувств, воспринимается гораздо спокойнее. Она ведь вторая. Родители уже освоили свои роли, действуют более компетентно. Нет прежней тревоги, но нет и ощущения перманентного чуда. Оно уже было с первым малышом. Второй ребенок оказывается в тени старшего. Он идет следом. Не вызывая столько восторга, столько ожиданий, столько гордости.

Потребность ребенка во внимании родителей крайне велика. Быть все время в тени старшего для малыша так же губительно, как для молодого побега, оказавшегося скрытым от солнца кроной более крупного дерева. И младший вступает в конкурентную борьбу с первенцем. В борьбу, нередко обреченную на неудачу. Ведь старший уже проторил и занял тропу к сердцу родителей. И он хорошо знает какими способами можно получить всю их любовь.

Мы описали наиболее типичный сценарий развития событий в подобной семье. Бывает и по-другому. Но Оксана оказалась именно тем младшим ребенком, который жил в тени старшего. И конкуренция с сестрой определяла эмоциональную атмосферу детства. Оксане нравилось рисовать. Но ее успехи в этом увлечении терялись на фоне выступлений сестры в театральной студии. В семье было принято считать, что старший ребенок более талантлив и успешен. Постоянное соревнование с сестрой и ощущение себя «вечно проигравшей» определяли поступки Оксаны уже во взрослой жизни.

Отношения с Виктором воспроизвели детскую ситуацию клиентки. Разница в возрасте между ними составляла 15 лет, и Виктор воспринимался родительской фигурой. Его супруга была также старше клиентки. Треугольник «жена – мужчина – любовница» повторил ситуацию детства: «старшая сестра – родители - Оксана». Воспроизвел еще более полно, чем в предыдущих отношениях, в которых не было такой разницы в возрасте между девушкой и ее избранником. А значит и конкуренция с женой, и попытки стать более ценной для мужчины, как когда-то хотелось быть лучшей для родителей — все это проигрывалось максимально остро. И нельзя было «проиграть». «Проигрыш» означал повторение душевной боли детства. Мы ведь повторяем детскую драму снова и снова. До тех пор, пока сохраняется надежда выйти победителем. Точнее, иллюзия надежды, что прошлое можно переиграть и восстановить справедливость.

Но прошлое можно только принять. Проживая гнев на тех, кто участвовал в детской драме, а затем, печаль, что жизнь сложилась именно так, а не иначе. Тогда только мы готовы простить несовершенство своих родителей и ущербность своего детства. Простить и оставить в прошлом, чтобы жить сегодняшним днем. И не переносить чувства, относящиеся к драме детства, на людей в настоящем.

И увидеть реального Виктора, убегающего от отношений. Который, как моряк, всякий раз отправляется в дальний поход в ожидании новых открытий и встреч. И которого ждет на берегу жена, к которой он обязательно вернется. Оставив женщинам с далеких земель только воспоминания о себе.

Игорь Гожий, Алексей Сивов.

* Истории, используемые в текстах, являются вымышленными. Они придуманы авторами для иллюстрации описываемых психологических взглядов на то, как развиваются отношения. Создавались эти истории на основе опыта работы с реальными людьми, но не являются прямым описанием клинических случаев. Герои сюжетов – собирательные образы. Гораздо реже мы используем подлинные истории. Тогда предварительно получаем разрешение клиента. Но в этом случае изменены все данные, которые позволили бы идентифицировать реального человека.

Все выпуски рубрики "Мы и наши родители. Сценарий жизни - связь поколений" >>>


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

© 2008 - 2017, Планета Психологии - психологическая помощь, помощь психолога, детский психолог,
консультации психолога онлайн, психологические центры, психологические тренинги, статьи по психологии.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна