Приют для бездомных животных


Информация о ведущей >>>

Заметки по кинофильму «Лабиринт Фавна»

фильм Лабиринт Фавна

История о попытках подростка сохранить смысл и человеческие ценности на фоне жестокости и войны.

Сказочная преамбула в начале фильма рассказывает нам о подземном царстве и юной принцессе, которая сбежала наверх, к солнцу и жизни, покинув отца, но нашла лишь страдания и смерть. И теперь подземный король ждет ее возвращения.

Главная героиня - мечтательная и интровертированная Офелия, девочка лет 12-13. В стране идет гражданская война, бессмысленная и ужасная, разрушающая все основы человеческого бытия и человеческих взаимоотношений. Прежний мир семьи, в котором росла Офелия, почти разрушен. Ее родной отец погиб («переселился в подземное царство», в «мир мертвых»), нет больше родительской пары, любящей и защищающей. Перемены, которые грядут, еще больше разрушат ее привычную жизнь: должен родиться брат, который обладает особой ценностью, поскольку он мальчик и поскольку он от нового актуального мужа, в мыслях матери она уже не одна-единственная. К тому же Офелия покидает свой дом и переезжает вместе с матерью на новое место: в военный лагерь, к новому мужу матери, Капитану. Мир изменился слишком тотально вокруг Офелии. Офелия и сама должна была бы меняться в этот период своей жизни, ведь она вступила в подростковый возраст. Но как справиться со всеми этими переменами?

Напряжение в душе Офелии огромно, а возможностей с ним справится, опираясь на помощь и поддержку внешнего окружения слишком мало. Мать не может помочь Офелии преодолеть это напряжение, ведь она сама находится в пограничном состоянии, между слабой надеждой и глобальным отчаянием, она занята заботой о том, чтобы просто выжить самой и спасти детей.

Офелия с матерью едут в машине к Капитану, но вот остановка, матери плохо. Офелия как будто не тревожится, но на самом деле, в ее душе неизвестность и ощущение нависшей угрозы. Отойдя в сторону, Офелия видит богомола, которого принимает за фею. Как будто тот, другой мир, сказочный, книжный, может прикоснуться к ней и позвать ее куда-то прочь из этой слишком тревожной реальности, дать ей временное облегчение и надежду на защиту.

При встрече с отчимом, Капитаном, Офелия подает ему левую руку, она вынуждена поздороваться, но она не хочет этого делать, левая рука – это неосознанный компромисс между необходимостью и нежеланием. Мать просит ее называть отчима «отец», но для Офелии это невозможно, это как будто предать настоящего отца, забыть о нем.

На новом месте Офелия заботится о беспомощной матери, выполняет взрослую роль для нее, она и сиделка, и тот, кто утешает-развлекает-подбадривает, и старшая сестра для еще нерожденного братика, заботящаяся и о нем. Офелия рассказывает братику о «розе бессмертия», она полна фантазиями и размышлениями о смерти. И здесь не было бы ничего удивительного, ведь подростки много размышляют на тему смерти, но в случае Офелии все слишком серьезно. Смерть слишком реальна. Смерть в прошлом (отец), смерть в настоящем (война), смерть в ближайшем будущем (тревога за жизнь матери и братика).

кинофильм Лабиринт ФавнаОткуда же берутся душевные силы у этой хрупкой девочки? Ее психика создает параллельный сказочный мир. Она творит его деталь за деталью, сначала в мелочах, потом все уверенней и уверенней. И вот уже богомол превращается в фею и зовет Офелию в таинственный потусторонний Лабиринт, где Офелия спускается в архетипические глубины своей души, темные и непостижимые. Там она встречает Фавна, посланника подземного мира, посредника между мирами. Фавн называет ее принцессой Моанной, дочерью подземного короля.

Для Офелии в этом ночном потустороннем путешествии утверждаются важные истины ее души, которые жестоко атаковала реальность. Эти истины таковы. Во-первых, она не дочь Капитана, она дочь своего настоящего отца (ныне покойного, то есть «подземного»). Во-вторых, есть четкая семейная иерархия: отец - заботящийся, покровительствующий, правящий в своем мире, а она – ребенок и наследница (ее отец – король, а она - принцесса). В-третьих, она как личность и как уникальное существо обладает огромной ценностью (весь подземный мир любит и ищет свою принцессу). И без этих истин невозможно сохранить свою душу целостной, непокалеченной. Теперь ей самой нужно утверждать для себя эти простые истины, ведь ее окружение перевернуло все с ног на голову.

фильм Лабиринт ФавнаИ еще происходят важные вещи для Офелии в эту ночь. Фавн говорит о бессмертии принцессы Моанны, Офелия получает, наконец, защиту от страха смерти, пусть и отрицая очевидную данность. Точнее она вступает в двойственные отношения с реальностью, она признает реальность смерти, но лишь для своей «телесной оболочки», но не для своей бессмертной сущности. А также, слова Фавна придают наконец-то СМЫСЛ абсолютно бессмысленной и ужасающей ситуации, в которой находится Офелия. Без цели, без названия, без смысла невозможно вынести те душевные страдания, которые выпали на долю Офелии. Чтобы продолжать жить и продолжать быть самой собой, Офелии пришлось найти опору по ту сторону реальности, в хрупком и ненадежном мире собственной фантазии.

Лабиринт ФавнаОтныне Офелия ткет ткань своего мира, пишет свою Книгу Жизни, она чувствует себя причастной к происходящему, она верит в свою способность влиять на события, будто от ее поступков зависит благополучный исход дела. В то время как действительность оказывается крайне враждебной ко всему, что важно для Офелии, она теперь знает смысл и цель своего ПРОТИВОСТОЯНИЯ. Офелия проходит ИСПЫТАНИЯ.

На самом деле Офелия подвергается пытке, но не физической, как пленники Капитана, а моральной. Капитан пытает всех, кто его окружает, разными способами. Цель же у всех этих пыток одна – лишить Другого возможности быть Человеком. С помощью боли, страха и унижения отобрать у Другого его волю, его человеческое достоинство, его ценности и смыслы, лишить его СЛОВ. Офелия сражается за свои Ценности и свои Слова.

Лабиринт Фавна - первое испытание ОфелииПервое испытание Офелии. Офелия заползает внутрь дерева. Она должна преодолеть грязь и слизь. Ее воля должна оказаться сильнее отвращения, которое непроизвольно охватывает ее. Она должна отрешиться от столь первичной человеческой эмоции во имя высшей цели. Офелия противостоит ОТВРАЩЕНИЮ, принимая нечто мерзкое как не опасное.

У матери Офелии случается маточное кровотечение, Офелия в ужасе. Она обращается за утешением и защитой к служанке Мерседес, просит спеть ей колыбельную, чтобы ненадолго вернуться к тому счастливому младенческому времени, когда она была в безопасности на руках у матери. Но в песне Мерседес нет слов, слова уже утрачены, или еще не обретены. Слова еще не доступны младенцу, или же перед лицом смерти и ужаса слова потеряли свой смысл. Остается лишь мелодия и женский голос, что-то, что было в самом начале и, возможно, то, что останется в самом конце, замыкая жизнь в кольцо.

Душевное страдание Офелии усиливается, и сказочный мир активизируется, чтобы поддержать ее. Фавн приходит в комнату к Офелии и дает корень мандрагоры, похожий на недоношенного младенца. Теперь Офелия делает магический ритуал, поскольку это единственная возможность для нее верить, что она может помочь своей матери. Офелия кладет корень-малютку в миску с молоком и поит его своей кровью. Для нее это может быть символический малютка-братик, такой опасный, что может убить мать, такой беззащитный, что без молока умрет, такой голодный и плотоядный, что нуждается в крови. Она обращается с корнем, как она обращается с братиком в своей фантазии. Она уговаривает и умиротворяет братика, кормя его своими словами-историями, она заботится о нем, чтобы он не причинил зла, рассчитывая на его благодарность.

Лабиринт Фавна - второе испытание ОфелииВторое испытание Офелии. Офелия попадает в место, где спит некое ужасное человекоподобное существо без глаз. Там много различной соблазнительной еды, но Офелия не должна прикасаться к ней, подобно Персефоне попавшей в царство Аида. Офелия должна преодолеть чувство голода, ибо это тоже слишком человеческое и слишком базовое для живых существ чувство. Ведь чтобы доказать, что она бессмертна и отринуть угрозу, она должна поэтапно отказаться от всего, присущего смертным.

кинофильм Лабиринт ФавнаНа стенах этого подземелья Офелия видит картины, как человекоподобное чудовище пожирает детей. Это отсылает нас к истории Сатурна, который пожирал своих детей, чтобы они не выросли и не захватили власть. Сатурн отрицает созидающее женское начало, он единолично властвует, не давая жизни развиваться. Фигура Капитана в нашей истории в чем-то подобна Сатурну. Его жена, мать Офелии, как и прочие существа женского пола – не обладают для него ценностью. Они – не более чем предметы, необходимые для реализации властных планов мужчины. Его больше волнует его нерожденный младенец, да и то не сам по себе, а лишь как носитель мужского пола и продолжатель его самого. То есть младенец-мальчик для него как идея его «дубля» и как символ Мужского. Так же как и он сам – лишь «дубль» своего отца, заменивший его в строю и взявший себе власть, когда тот погиб на войне. Капитан носит имя своего отца и собирается дать такое же имя сыну.

Офелия не справляется с заданием, она соблазняется пищей, обнаруживает свою слабость, и тогда сказочный мир нападает на нее. Если ты слаб, если ты все еще человек, то ты в страшной опасности!

Когда обнаруживается магический ритуал, который делала Офелия с корнем мандрагоры, ее мать кричит, утверждая убийственную, бескомпромиссную реальность: «Мир бесконечно жесток, нет чудес, ни для тебя, ни для меня!»

фильм Лабиринт ФавнаИ реальность врывается в хрупкое равновесие, с таким трудом созданное Офелией в ее душе. Мать умирает, младенец выживает, реализуются все самые худшие фантазии Офелии: братик убил ее мать. Теперь она одна-одинешенька. Ей не на кого опереться, и нечего терять. Капитана теперь тоже ничего не сдерживает, его фантазии (или замысел?) полностью реализованы: мать младенца устранена, мальчик принадлежит ему. Офелия теперь тоже может быть уничтожена, ведь она девочка, и к тому же дочь другого мужчины. Она – помеха.

Офелия сталкивается с прямой угрозой: Капитан дает приказ убить ее в случае необходимости (какой необходимости?). И тут снова приходит Фавн и «дает последний шанс». Шанс заключается в согласии беспрекословно подчиняться. Именно этого, кстати, и требовал всегда Капитан от других – не иметь своей воли, не думать, не чувствовать, полностью подчиняться. Фавн требует принести в Лабиринт младенца-брата.

Офелия крадет братика у Капитана: это последний, кто еще остался из ее семьи. Младенец, с которым она беседовала, пока он был в утробе матери, которого любила ее мать, ради которого умерла ее мать, и который убил ее мать своим рождением. Младенец, который мог бы быть принцем в волшебном королевстве, где она – принцесса.

Лабиринт Фавна - третье испытание ОфелииТретье испытание Офелии. Офелия приносит младенца Фавну в Лабиринт, и тот говорит о жертве, «должна пролиться кровь невинного», чтобы Офелия смогла навсегда стать бессмертной принцессой и воссоединиться с родителями. Офелия должна отказаться от сострадания. Но это то, от чего Офелия не может отказаться, не потеряв свою сущность. Сострадание и любовь лежат прочно в самом основании ее души. Перед лицом смерти она встает на сторону Жизни. Младенец должен жить, нельзя пожертвовать чужой кровью, Другой превыше собственного спасения, нельзя подчиниться тому, кто ненавидит жизнь, кто уничтожает жизнь ради власти.

Капитан, он же Сатурн, он же пожиратель детей, убивает Офелию. И, как и верила Офелия, умирает лишь ее телесная оболочка, ее душа же остается живой, неизуродованной, ибо она спасла свою человеческую сущность, пожертвовав своей жизнью. Она умирает Человеком и Принцессой. Она отправляется в запредельную страну под землей. И снова слышит колыбельную без слов, ибо слова уже не важны и не могут рассказать нам ничего…

Лабиринт Фавна - Офелия


Татьяна Панкова,
клинический психолог, психотерапевт
психоаналитического и юнгианского направлений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ВЕДУЩЕЙ:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все выпуски рубрики "По ту сторону экрана" см. здесь  >>>

Добавить комментарий