Приют для бездомных животных


Информация о ведущей >>>

Заметки по кинофильму «Мгла»

Фильм о вине и искуплении через жертву. Но жертва приводит лишь к новой вине, еще более сильной.

Кинофильм "Мгла"

Фильм начинается с приближения МГЛЫ (или ТУМАНА в дословном переводе). Нечто непонятное неотвратимо надвигается со стороны моря, все ближе и ближе, и затем накрывает город. Мгла таит в себе угрозу, вызывает парализующий страх. Пространство теряет четкие границы. Главный герой укрывается от мглы в супермаркете вместе со своим маленьким сыном. Мир сузился до размеров магазина, внешний мир – смертельно опасен. В магазине горит свет и все привычно и понятно, в то время как снаружи – Мгла. Каждому зрителю отзовется эта предиспозиция, каждому, кто в детстве хоть раз почувствовал замирание сердца, когда мама уходит и гасит в комнате свет, и во тьме активизируются монстры, готовые сожрать ребенка, как только он спустит ноги с кровати. Наверно, так же наши древние предки жались к огню в пещере, ужасаясь мыслям о том, чтобы выйти наружу.

Главный герой пытается не отпускать людей, оказавшихся в магазине на улицу, так как чувствует реальность угрозы. Но ему не удается убедить их остаться в убежище, таким образом, на него ложится вина за их неизбежную гибель. С одной стороны, его вроде как освобождает от вины тот факт, что они сами, проявляя свободу воли, идут навстречу опасности. Но они не сознают последствий своих действий, и главный герой не может избежать вины.

Антигерой, антагонист главного героя – это религиозно-фанатичная женщина. Она начинает проповедовать, пытаясь осмыслить происходящее. Она утверждает, что опасные твари – наказание, посланное людям Господом за нарушение его запретов. Она говорит о вине человечества перед богом – вине за познание (отсылая нас к истории грехопадения Адама и Евы, отведавших плоды с древа познания). Она упоминает также аборты, чем усиливает вину и делает ее еще ближе и больнее, так как этот грех весьма распространен и касается многих мужчин и женщин, которые принимали в своей жизни такое решение. Слова проповедницы неприемлемы для Разума, но они находят отклик в глубинах души. Ведь она озвучивала темные бессознательные волны в психике, где живет разрушение, уничтожение, страх, всемогущество и прочие «монстры».

В то время как герой несет индивидуальную вину, антигерой объявляет о тотальной виновности. Главный герой стремится действовать, исходя из «разума», не пытаясь осмыслить происходящее, действуя только ситуативно. Он пытается спасти людей, но все время подвергает их лишь новой опасности, что приводит к новым жертвам. Антигерой же, обещая спасение пастве, выбирает конкретную жертву и «приносит» ее «богу, жаждущему мщения».

В какой-то момент она говорит о жертве Авраама, который готов был принести в жертву своего сына Исаака. Тем самым Авраам должен был доказать свою лояльность Богу и свое совершенство. И затем требует принести в жертву ребенка – сына героя. В ужасе от этой мысли герой покидает пристанище-магазин и, пожертвовав еще несколькими людьми на пути к машине, отправляется в путешествие по Туману, населенному монстрами. Его машина, освещенная несколькими прожекторами и фарами, подобна Ноеву ковчегу со спасающимися праведниками, медленно плывущему среди потопа. Герой приезжает к своему дому, и ему открывается новая вина – его жена погибла, так как он не отремонтировал вовремя дыру, пробитую в доме упавшим деревом.
И вот, бензин на нуле, в барабане револьвера 4 пули, в машине 5 человек, включая героя и его сына. Надежды на спасение нет, и голос разума в виде старика и старухи на заднем сиденье говорит: мы попытались выбраться, не в чем себя упрекнуть. Герой приносит новую жертву – самого себя. Он убивает всех, даря им легкую смерть, себя же оставляет как ритуальную жертву монстрам (или зловещему богу, пожелавшему смерти всем грешникам?).

Но то ли богу не нужна его жертва, то ли бог вообще ни при чем в этой истории, но Разум не победил. Мгла рассеивается, приходит спасение, монстры побеждены, а герой остается в живых с виной, которая столь велика, что неподъемна для человека. Он принес в жертву не себя, а тех, кого желал спасти. Он без всякого религиозного фанатизма, руководствуясь лишь здравым смыслом, сделал то, к чему призывала «проповедница», убил своего сына.

Остается открытым вопрос: так ли уж важно, каким именно путем свершается судьба? Да и судьба ли это? Хотел ли бог этих жертв? Или что-то внутри нашего героя вело его к такому концу? Почему тот путь, которым он шел, руководствуясь благими намерениями, привел к трагедии? Этот путь, пролегал ли он в потаенных глубинах души героя или он был определен в вышних сферах? На ком останется вина?

А теперь давайте посмотрим на эту историю, как будто она происходит внутри индивидуальной души главного героя. На него, на его мир, надвинулась мгла, похожая на безумие, на паранойю, на смертельный ужас. Что же это за Мгла, откуда взялся ужас? Он пытается сохранить свой разум, сохранить свою жизнь. Самое дорогое – это жизнь его сына. Почему же люди и монстры ополчились против этого ребенка? Все хотят его смерти. Что это за маленький мальчик? Это реальный сын главного героя, или же его «внутренний ребенок», то есть он сам, когда был маленький? В чем состоит смертельная угроза для ребенка? От кого на самом деле она исходит, учитывая, что в реальном мире нет монстров, а есть только люди и обстоятельства? Почему бремя вина за все смерти все время ложится на нашего главного героя, хотя он вроде бы «не виноватый»? Почему речь идет о Смертельной Искупительной Жертве, об Убийстве Ребенка? Почему Ребенок все-таки оказывается убит, причем главным героем собственноручно? А косвенным образом им убита и его жена? А он сам остается жив и невредим, но только полностью сломлен и морально раздавлен. Он действовал правильно, но получил ужасный результат.

Предположим, что ответ на все эти вопросы один – мы видим внутреннюю трагедию человека, который УБИЛ СВОЕГО РЕБЕНКА. Как??? Очень просто. Он просто вынудил сделать аборт женщину, которая от него забеременела. Была ли это его ВИНА, что она забеременела (так не должно было случиться? недопустимая связь)? Тогда аборт – это выход, искупление этой вины через жертву. «Ведь это очень разумное решение, когда ребенок не вовремя, не к месту, не от того человека, не законный и т.п. Ведь это не осуждается, все так делают. Ведь это не человек. Этому не стоит придавать значения. Ведь медицина достигла высот, наука подтвердила. Это гуманно, это во благо всем. Эмоции надо отодвинуть, они не имеют значения. Все должно быть продумано».

Вот только остается сокрытым для Разума СМЫСЛ произошедшего с этой парой, решившейся на аборт. Монстры выступили из Мглы бессознательного, чтобы восторжествовала смерть. Ребенок хладнокровно принесен в Жертву Разуму. Душа же объята ужасом и чувством невосполнимой потери. Только Разум рассоединен с Душой. Жена главного героя, висящая в паутине монстров-пауков, пустая и высосанная – это символ его опустошенной души…  А может, это образ его настоящей жены, опустошенной от ее живого содержимого? И вот наш герой в конце фильма, посреди обычной, понятной, привычной реальности, в безопасности. И никто не знает, что произошло с ним. Никто не знает, какая мгла накрыла его душу, какого чудесного горячо любимого сына он потерял, какая трагедия случилась с его женой (Душой?)…


Татьяна Панкова,
клинический психолог, психотерапевт
психоаналитического и юнгианского направлений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ВЕДУЩЕЙ:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все выпуски рубрики "По ту сторону экрана" см. здесь  >>>

Добавить комментарий