Приют для бездомных животных


Информация о ведущей >>>

Заметки по кинофильму «Аватар»

Фильм «Аватар» очень многоплановый, он подобен мифу, который можно рассматривать на многих уровнях и под разными углами, и каждый раз видеть какой-то новый элемент в истории.

Версия: история о загробном путешествии души или современная Тибетская Книга Мертвых.

Заметки по кинофильму АватарФильм начинается со сцены, где главный герой смотрит на тело своего умершего брата-близнеца. Можно представить, каково это, смотреть на мертвое лицо, которое точь-в-точь твое. Это вроде бы не он сам, а другой человек, но в то же время это его тело, на которое он смотрит со стороны. И хоронит брата не он, а другие, главный герой – лишь пассивный наблюдатель в этой сцене. Он не плачет по брату, он будто очень далек от него, не имеет ничего общего. Но дальше – он получает возможность занять место своего брата, жить его жизнью, быть ученым-исследователем. Сам же он очень болен, он инвалид, не имеющий возможности самостоятельно ходить. Если взглянуть на эту завязку истории как на ключ ко всему, что произойдет дальше, можно выдвинуть версию, что начинается фильм со смерти главного героя. То есть с его физической смерти. А все что происходит дальше – это загробное существование его души.

В нашей версии отделенное от тела сознание сохраняется после смерти, как в мифологических историях и мистических текстах. Итак, тело умирает, но этот факт сознание умершего принять не может. Еще бы, мы отрицаем и меньшие неприятности, а тут собственная смерть! И тогда очевидные факты трактуются сознанием превратно: умер не я, а мой брат-близнец, а я жив, хотя и не могу самостоятельно передвигаться. Тогда сознание создает множество искажений, чтобы отрицать факт смерти индивидуума и продолжать привычную жизнь. Но совсем привычной и обычной эта жизнь все равно не остается. Получается напластование разнородного опыта: загробная реальность далека от посюсторонней, сознание же допускает ИНОЕ лишь частично, пытаясь всему придать привычный смысл и значение. Главная иллюзия сознания лишенного тела, таким образом, это то, что человек продолжает находиться в материальном теле в материальном мире. Возможно, ограничение в подвижности тела – это граница иллюзии, что он «жив-здоров»?

Итак, умерший главный герой, не подозревая о собственной смерти, отправляется в загробное путешествие. Он покидает родную Землю и летит в мир иной. Сознание интерпретирует: «это путешествие на космическом корабле к другой планете, на которой, конечно, будет что-то новое и неизвестное, но мы ведь люди разумные и опытные, нам нечего удивляться, всему есть привычное объяснение». Ощущения же во время путешествия – чувство «выпадения» из жизни, остановки времени, эпизодического несуществования, бестелесности – совершенно новые для героя, приближают его к осознанию смерти, но прозрения не происходит.

Когда он прибывает в «мир иной», там по-прежнему находится «кусок привычной реальности» в виде военной «Базы». База кажется герою отдельной и независимой, но может, она лишь плод его воображения, которое создает стереотипные образы, безопасные в силу привычности. Также и персонажи, населяющие эту базу, лишь кажутся обычными другими людьми. Кем же они являются на самом деле? Может это персонажи, которые населяют внутренний мир главного героя, олицетворяющие собой его чувства, установки, запреты и схемы действий? А База – это постройка, символизирующая привычную, будничную, унылую личность главного героя? Тогда мы можем взглянуть на действия нашего героя на Базе и его взаимоотношения с ее жителями как на развернутую картину устройства его души.

Выражаясь символически, Базы не было на Пандорре, герой привез ее с собой. И с его прибытием База вступает во взаимодействие с «враждебным чуждым миром». Взаимодействие очень неоднозначное. Мир Пандорры вызывает множество чувств, которые распределены по разным персонажам Базы. Есть алчность, желание завладеть силой или обманом таинственными сокровищами Пандорры (которую воплощает Главный Финансист), есть беспощадная ненависть и деструктивная ярость (которую воплощает Главный Военный), есть страх, презрение и зависть, которые периодически наблюдаются то тут, то там одновременно. Есть бесстрастный научный интерес и желание все понять и все объяснить (который воплощает Главный Ученый). Но есть также и очень позитивные, очень интенсивные чувства – захваченность новым опытом, радость существования. И все позитивное связано с миром Пандорры за пределами Базы.

Наш главный герой раздваивается почти сразу по прибытии на планету. Он обретает новое тело. Это тело не человеческое, необычное. Оно подобно телам Богов, как их воспринимали древние. Очень прочное, очень сильное и гибкое, огромное. И там, где он может теперь разгуливать в этом новом облике, живут Другие, с которыми возможно построить какие-то совершенно новые, глубокие отношения. Там, за стенами Базы-крепости, мир устроен иначе. И главная особенность – все существа Пандорры имеют возможность подключаться к «сети», они представляют собой составные части единого целого, единой системы, в которой все взаимосвязано. И у этой эмоционально-информационной системы есть центр – нечто светящееся, божественное, всеобъемлющее и всеблагое. Такое устройство напоминает потусторонний ДУХОВНЫЙ мир, соответствующий описаниям мистиков. Там действуют другие законы, там любое существо может войти в прямой бессловесный контакт с другим существом, обретающимся там, если набрало достаточно духовной энергии. Это полная противоположность Базе, где каждый отделен, разъединен, обособлен, и не находит контакта, не видит связей, действует из своих собственных ограниченных побуждений.

Наш герой как «засланный казачок», сначала не принадлежит этому миру Пандорры. Он разведчик и шпион, постепенно узнающий законы этого мира, но его привычное сознание всегда возвращается на Базу, противясь погружению в иную реальность. Хотя именно там он «оживает», чувствует наполненность своего существования в противоположность МЕРТВЕННОМУ прозябанию на Базе. Только ли его собственное сознание создало эту сдерживающую Базу? Скорее это продукт коллективный, это установки, принятые в обществе, ориентированном на внешнее – успех, самозащиту, обогащение и т.п., а не на духовные ценности типа самопознания, подлинного контакта с Другими людьми, любви.

В личности героя идет борьба. Не просто борьба, а Война. Старые ценности упорно цепляются за жизнь, несмотря на всю ее неполноценность, не давая возможности для нового осознания. Взрывы, разрушения и бедствия в мире Пандорры (в мире Любви, Духовности и Взаимосвязанности) – плата за то, что герой никак не преодолеет своей раздвоенности, никак не перейдет в новый мир (мир новых ценностей), предает его. Но вот переломный момент, герой осознает чуждость и вредоносность Базы, он принимает нового себя – жителя Пандорры. И теперь готов войти в полный контакт со странным миром, готов испытать чувство парения, оседлав Великого Дракона, соединившись с архетипом Солнечного Героя, готов сразиться со всем отжившим старым, выдержать битву с бесчувственностью и мертвенностью (с машинами и роботами), готов пожертвовать собой, чтобы стать частью удивительного мира, в котором он сначала чувствовал себя чужаком.

И теперь, побежденный, когда он задыхается и, наконец, близок к осознанию своей смерти, приходит Великая Мать, все принимающая и все прощающая, чтобы с любовью склониться над ним, взять его на руки, снова маленького, слабого, не умеющего ходить, помогает сделать ему вздох и относит его в самый Центр Вселенной. И там произойдет главное событие в его жизни - его собственная Смерть, которая будет лишь переходом к новой Жизни, Пробуждением. Герой называет этот день – своим Днем Рождения. Теперь уже безвозвратно, навсегда он принадлежит Иной, нечеловеческой, реальности, становится ее частью. Он теряет свое тело и свое старое сознание, но взамен он обретает нечто большее – духовное тело и духовную жизнь. Тем временем галлюцинаторная База сворачивается и возвращается к своему источнику – на Землю, так рвется последняя связь героя с подлунным материальным миром.


Татьяна Панкова,
клинический психолог, психотерапевт
психоаналитического и юнгианского направлений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ВЕДУЩЕЙ:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все выпуски рубрики "По ту сторону экрана" см. здесь  >>>

Добавить комментарий