Приют для бездомных животных


Информация о ведущей >>>

Заметки по кинофильму «Меланхолия»

Меланхолия – безнадежность, отчаяние, разрушение.

Заметки по кинофильму Меланхолия

Этот фильм более чем другие похож на путешествие в сновидения. В нем много разрывов и «отключек» сознания главных героев – сон, транс, опьянение. Сам фильм снят нестабильной камерой – изображение прыгает, выхватываются фрагменты, крупный план делает лица настолько приближенными, что теряется чувство целостности, возникает головокружение. Зритель погружается в ПЕРЕЖИВАНИЕ, не остается шансов на осмысление, поскольку нет дистанции, пространство фильма втягивает зрителя внутрь и захлопывается за ним. Как будто находишься внутри сна, который разворачивается вопреки желанию сновидца, и нет возможности проснуться.

В фильме есть несколько очень характерных образов, часто встречающихся в сновидениях, очень «говорящих» и узнаваемых.

  1. Птицы во снах приносят вести и послания, но здесь они замертво падают с небес – «посланники богов» мертвы и больше нет надежды.
  2. От пальцев тянутся электрические разряды – энергетические нити, руки содержат энергию, которой можно воздействовать на объекты сна.
  3. На небе посторонние явления – странные звезды, рисунки, несколько лун или отсутствие луны на привычном месте. Здесь в небе новая планета, лишенная своей орбиты, ни к чему не «привязанная», свободно странствующая по загадочному маршруту.
  4. Замедленное движение во сне – как в киселе, когда сновидец изо всех сил пытается убежать от нависшей опасности, но едва ли сдвигается на миллиметр. В фильме Джастин называет это «в шерстяных нитях», мы видим как она «продирается» сквозь пространство бесконечно медленно. Клэр проваливается в почву, которая должна была бы быть твердой, движение все замедляется.
  5. Внезапные и необъяснимые атмосферные явления – снег или град летом (или внутри помещения), полярное сияние, странный ветер.
  6. Образ невесты во сне во многих сонниках истолковывается как предвестие смерти. Невеста Смерти, этот образ есть в мифах и сказаниях (например, Дева в свадебном наряде, прикованная к скале в ожидании жениха-Смерти или Дракона).
  7. Попытки следить за ходом времени и невозможность это сделать, поскольку во сне нет времени, там нет логически выстроенной последовательности, нет причинно-следственной связи.
  8. Невозможность внимательно разглядывать объекты во сне: попытки четко фиксировать взгляд на чем-то одном приводят к «погружению» в объект – он либо сильно увеличивается, либо изменяется.
  9. Повторяющиеся сны: находясь в таком сне, сновидец испытывает чувство «дежа вю», он знает наперед, чем кончится этот сон, знает подробности сюжета и может удивлять персонажей сна своим «ясновидением».
  10. Низкочастотный гул во сне, вызывающий страх и трепет, часто сопровождающий моменты пробуждения.
  11. Смерть сновидца во сне – обычно знаменующая конец сна и резкое пробуждение в холодном поту.

Итак, в фильме 4 основных персонажа: две сестры Джастин и Клэр, муж Клэр – Джон, и мальчик Лео, сын Клэр и Джона.

Начинается фильм с застрявшего на узкой пыльной дороге лимузина, возникает чувство несуразности, несоразмерности, бессмысленности этой машины и праздничных нарядов жениха и невесты, как будто это фарс. И последующая пышная свадьба оказывается лишь иллюзией счастья.

Эти иллюзии тщательно и кропотливо создает Клэр для своей «темной половины» - «сумасшедшей» сестры Джастин. Клэр организовала все наилучшим образом. Также, как она устроила свою уютную жизнь с мужем и сыном в уединенном роскошном доме, она устраивает «нормальную» свадьбу для Джастин – много гостей, традиционные речи…

Но все начинает разваливаться прямо на глазах. Никто не может удержаться в этих рамках «как должно быть». Мать невесты всем своим видом и поведением показывает полное пренебрежение к торжественному событию. Она не верит в иллюзию счастья, она замкнута в своем отчаянном мире. Отец сестер, кажется, даже не отдает себе отчета в том, кем ему приходятся эти две женщины, он увлечен какой-то своей темой игры и плейбойства. Посреди этого разобщения есть только Клэр и ее муж, которые пытаются заботиться и организовывать, сохранять порядок и правильность.

Но вот над всеми нависла планета Меланхолия. Пока она пряталась за солнцем, все еще можно было ее не замечать и верить в счастье. Теперь же ее присутствие - очевидный факт. Четыре обитателя дома: Клэр, Джон, Джастин и Лео разглядывают «Лицо Меланхолии» и так, и эдак. От нее, от этой планеты, зависит их судьба. Будет ли планета благосклонна или враждебна? Несет ли она им благодать или же смерть? Она кажется подобной Земле, живой и дружелюбной, но это обман, она безжизненная и несущая смерть. Черное солнце, темная печальная Луна.

Отношения наших героев с Планетой Меланхолией похожи на отношения ребенка и матери. Лицо Матери (подобное огромной планете) склоняется над колыбелью младенца: судьба младенца зависит от нее. Ему трудно сконцентрировать взгляд, но он должен разгадать загадку этого лица. Любит ли она его, будет ли заботлива? Улыбнется ли? Но что, если за видимостью дружелюбия лицо матери скрывает меланхолию? Верить ли ребенку в истинность этого?

Знать о меланхолии ужасно – тогда рушатся надежды, невозможно получить ответ на свою любовь. Тогда опасно быть беспомощным, потому как оказываешься во власти непредсказуемой, непостижимой, всемогущей фигуры. Она завораживает и притягивает, но она же и преследует, убивая надежду на спасение. Этот невозможный объект (Планета, Меланхолия, Мать) – приближается или удаляется? Что он несет: красоту или удушье?

Наши герои по-разному реагируют на эту ситуацию.

Джон защищается от тревоги с помощью тотального контроля: он наблюдает, высчитывает, следит, предусмотрительно запасается продуктами, обсуждает, убеждает в безопасности, придает позитивный смысл происходящему. Но когда становится очевидно, что все его усилия контролировать ситуацию терпят провал, у него не остается сил жить. Он совершает суицид, он уходит от встречи с невыносимой для него реальностью.

Клэр (ясность, чистота) пытается сосуществовать с непостижимой Планетой (матерью), разгадывать, сомневаться, строить иллюзии, не терять надежды, верить в лучшее, искать красоту. Она хотела бы, чтобы Джастин, ее сестра, ее темный двойник, ее вторая натура, ее отринутая часть, замолчала. Она хотела устроить Джастин «в нормальную жизнь» и не иметь больше дела с проблемой. Но Джастин возвращается к ней, и Клэр должна услышать ее голос. Клэр не хочет разрушать иллюзии, ведь только в них и возможно продолжать существовать.

Заметки по кинофильму Меланхолия

Но Джастин – это Истина. Она говорит окончательную правду, она все знает, она говорит это бесстрастно и безжалостно. Джастин сливается с Планетой Меланхолией в сладострастном отчаянии, она загорает в ее холодных смертельных лучах. Она разрушает все иллюзии и не имеет надежды, она разрушает саму себя. Она принадлежит Меланхолии и не имеет своей собственной жизни. Эта Мать-Меланхолия в конце концов несет смерть, как скорпион, в созвездии которого появляется эта непредсказуемая планета.

Какие же еще есть способы у младенца справиться и сохранить свою душу под ледяным взглядом безразличной Планеты-матери? Он может «бежать» вглубь самого себя, в свой внутренний мир, спрятаться в волшебной пещере своей души, укрыться в своих спасительных фантазиях. В конце фильма сестры строят для мальчика Лео «волшебный шалаш» из веток. Мы видим всю его хрупкость и ненадежность, но для Лео этот шалаш из фантазий становится единственным убежищем, где он может выжить и спастись от смертоносной Меланхолии.


Татьяна Панкова,
клинический психолог, психотерапевт
психоаналитического и юнгианского направлений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ВЕДУЩЕЙ:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все выпуски рубрики "По ту сторону экрана" см. здесь  >>>

Добавить комментарий