Приют для бездомных животных


Информация о ведущей >>>

Заметки по кинофильму Винченцо Натали «Химера»

История о непростом зачатии, странном рождении, о нестандартном ребенке и о желании контроля.

Заметки по кинофильму Химера Винченцо НаталиВ этом фантастическом фильме уделено много внимания тематике появления на свет нового существа. В фильме – это искусственно созданные в лаборатории «химеры». Для пары главных героев, генных инженеров, существа, которых они сотворяют, это их «детища». Почему же эти «детища» так странно появляются на свет? Почему они не похожи на НОРМАЛЬНЫХ детей? Вроде бы есть молодая семейная пара – Эльза и Клайв, они вполне могли бы заиметь детей, но…

Итак, начало фильма – рождение кого-то очень слабого, вокруг кого много внимания и суеты, кто умирает, не в силах жить, но воскрешается из мертвых усилиями врачей (ученых). Ему радуются, его берут на руки, им восхищаются, его снимают на камеру, и кладут в кювезу… Кто же это? Новорожденный малыш? Это нечто странное, вызывающее у зрителя скорее отвращение и недоумение. Это первое творение пары, которым они очень довольны, беспомощное, гадкое существо похожее на слизня.

Здесь можно сделать лирическое отступление и обратиться к переживаниям молодых родителей в тот период, когда рождается их первенец. Здесь много тревог и страхов, ведь наступает нечто абсолютно новое, что изменит всю жизнь. Много ожиданий. Много радости и много негативных переживаний. Новорожденный младенец – самое красивое для своей матери, но для окружающих он представляет собой обычно непривлекательное зрелище, и вообще-то мало похож на человека. Да и сама мать может испытывать противоречивые, разноплановые чувства к младенцу, и по-разному относиться к факту его рождения. Младенец беспомощен и полностью зависит от заботы матери. Это делает мать «всемогущей», но и возлагает на нее гигантскую ответственность. Она может создать комфорт, но может и причинить вред… Как она справится с этой новой ролью?

Итак, первенцы этой пары (а тут первенцев двое – это пара странных существ, самка и самец) будут проводить свою жизнь не в семье, а в заведении (лаборатории), под присмотром специалистов, изредка навещаемые своими создателями (родителями), которые довольно быстро потеряли к ним интерес. Похоже на неполноценных детей (пренебрежительно именуемых «овощами»), которых сдают в интернат после рождения, поскольку не могут обеспечить им надлежащий уход и посвятить этому свою жизнь. В фильме начальство Эльзы и Клайва говорит о «второй стадии» эксперимента: существа созданы, теперь ими надо заниматься. Но для Эльзы это не интересно. Она говорит: «Я не собираюсь убить следующие пять лет!» Клайв поддерживает ее, не возражает.

Теперь у Эльзы и Клайва новый замысел: создать более высокоуровневое существо. Они смешивают разные гены, в том числе и человеческую ДНК. И это уже больше похоже на замысел «иметь ребенка». Мужчина и женщина «смешивают свои гены», когда яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом. «Замешивается» совершенно новое существо, которого никогда не было до этого (ведь генный набор не повторяется полностью ни у одного человека на земле), в этом смысле каждый из нас – «химера».

И здесь нашим героям очень хочется все держать «под контролем», самим отбирать гены, которые «пойдут в дело», получить предсказуемый, контролируемый результат. Но тут жизнь течет по своим законам: родительская пара не в состоянии отобрать из своих генов только «желательные» и заблокировать передачу «нежелательных», а также не в состоянии вмешаться в случайный процесс кросингсовера хромосом, когда из родительских генов создаются новые комбинации наподобие конструктора.

Итак, несколько бесплодных попыток творения, которые можно соотнести с ситуацией в семье, где никак не получается зачать ребенка. Пара пробует разные методы и процедуры, проходит диагностику и лечение. Отчаявшись забеременеть естественным путем, женщина решается на искусственное оплодотворение.

Но только причина этого «бесплодия» не в организме Эльзы, а в ее душе. Она боится беременеть, боится иметь в своем теле новое существо, «зародыш-химеру». Она говорит Клайву, что пример ее матери не вдохновляет ее на материнство. Эти травматичные отношения с ее матерью до сих пор давлеют над ней, имеют власть. Она не может позволить себе стать матерью, уподобившись собственной матери, ведь тогда она станет монстром, как и ее мать.

Намного безопасней для нее «провести эксперимент» по созданию нового существа. Она уговаривает Клайва: «просто, чтобы убедиться, что мы можем!» А потом – уничтожить зародыш. Иногда этот мотив сознательно или бессознательно приводит женщину к беременности без перспективы родов, чтобы убедиться в своей фертильности, (и таким образом в своей полноценности и взрослости). И тем самым женщина отрицает смысл беременности как процесса вынашивания ребенка.

Символически в фильме показан весь процесс зачатия ребенка искусственным путем. Клайв стоит перед кнопкой: «ДА» или «НЕТ». Он должен сделать свой выбор, дать согласие на оплодотворение. И он жмет на кнопку, впрыскивая гены в яйцеклетку, оплодотворяя ее. Как бы ни хотелось женщинам порой отрицать роль мужчины в зачатии ребенка, но она также важна, как и роль женщины. Для создания нового существа необходима пара.

В случае искусственного оплодотворения процессы, которые обычно происходят тайно и интимно (совокупляющаяся пара, скрытая от всех в ночи, глубины тела женщины), становятся «медицинскими процедурами» и лишаются притягательности и романтизма. Они могут восприниматься женщиной даже как насилие и внедрение.

кинофильм ХимераИтак, зачатие прошло успешно, теперь зародыш развивается в искусственной матке (суррогатная мать?), наши будущие родители с научным интересом следят за процессом, имея в виду все-таки прервать эту беременность. Это тайная, незаконная беременность, кто-то важный не дал на нее разрешения. Если этот сюжетный ход фильма проинтерпретировать, то можно подумать о матери Эльзы, которая, похоже, обращалась с ней жестко и вряд ли была бы рада беременности дочери. Такая контролирующая мать (образ которой в фильме представляет женщина-начальница) скорее настоит на аборте, чем позволит дочери стать взрослой, самостоятельной и созидательной.

Но вот начинаются преждевременные роды, все пошло не так как планировалось, контроль дает сбой и недоношенное существо покидает «матку». Много жидкости, криков, визгов, Эльза ранена этим «чудовищным младенцем», чуть не умирает, но ее вовремя спасает Клайв. Только в сказках рождение младенца представлено в радужных красках. Обычно же это довольно мощное по накалу страстей событие для роженицы и ее мужа. Этот опыт содержит в себе помимо радостного ожидания, что все будет хорошо и будет малыш, также боль, страх, злость, разочарование, близость смерти, стыд, ненависть и прочие экстремальные чувства. Иногда рождение ребенка грозит убить мать, а иногда мать может ненароком «убить» ребенка, не дав ему родиться. И все эти чувства (позитивные и негативные) сплетаются в тугой канат, как роженице пережить их, как справиться?

И вот растерянные, еле спасшиеся после родов родители с ужасом и отвращением смотрят на свое творение. Они подавлены. Они все еще не знают, оставить ли им в живых это существо, вышедшее из-под контроля. А если над кем и сложно установить контроль, так это над младенцем: он кричит по непонятным причинам нечеловеческим голосом, он непроизвольно и внезапно пачкается, чем вызывает отвращение, его движения хаотичны и лишены цели.

Вот Эльза находит оставленное в кювезе существо мертвым. Так было бы проще всем: оно умерло само, никто не виноват, оно сильно страдало. Но этому тайному желанию не суждено сбыться. Существо, Химера, здравствует. Оно уже подросло, теперь это беспокойный малыш, которого трудно поймать, трудно накормить.

himera2Для родителей это все еще не человек, подобный им, а «опытный образец» («биологический объект человек») с номером. Они не воспитывают его, они за ним наблюдают. И прячут. И немного побаиваются. И держат под контролем. Похоже на ребенка с отклонениями. Странный внешний вид - такого не покажешь на детской площадке, в гости с таким не поедешь, ведь нестандартный ребенок – как будто свидетельство «провала» своих родителей, создавших «монстра» вместо обычного ребенка. Эльза и Клайв не могут справиться с ситуацией по-другому, кроме как отрицать ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Химеры, не признавать за ней человеческих прав и возможностей.

И хотя Эльза наконец включается в материнскую заботу о Химере, одевает ей платье, берет на руки, обучает, разговаривает, даже дает имя, их отношения все еще остаются довольно странными. Больше всего «бесит» Эльзу неповиновение Химеры. Признаки раздражения или гнева Эльза воспринимает как тотальную угрозу и жестко подавляет. Она может ударить, может накричать, это больше похоже на дрессуру агрессивной собаки, чем на отношения с ребенком. Химера не знает, как обращаться с негативными чувствами, как их «переварить». У Эльзы она учится нападать. Эльза не отдает себе отчет в смысле своих действий.

Итак, Химера выросла и стала девушкой. Девушкой, которая не выходила из дома, ни с кем не общалась, кроме «родителей» и не знает ничего о внешнем мире. Тем не менее, Эльза говорит: «Пора становится взрослой», хотя своим поведением она всячески препятствует взрослению Химеры. Эльза по прежнему контролирует «свою девочку», похоже она бессознательно воспроизводит опыт отношений со своей матерью. Только теперь она «хозяйка» Химеры, полностью владеющая ей, а не собственность своей сумасшедшей матери.

фильм Винченцо Натали ХИМЕРАДальше события развиваются стремительно. Выросшая, но не повзрослевшая Химера, запертая и «порабощенная», восстает против своей матери-создательницы, пытается вырваться на волю, к миру. Она жаждет разомкнуть удушающий мир слишком контролирующее-зависимых отношений с Эльзой. Но это и есть самое страшное в понимании Эльзы. Стремление стать отдельной, независимой, взрослой, имеющей право разозлиться: это ужасное преступление против матери! И Эльза будет жестокой, чтобы вернуть себе контроль. Она пойдет на все! Она фиксирует Химеру на операционном столе. Она купирует ей хвост с жалом, символически лишая ее возможности злиться и защищаться. Она срезает с нее платье, не позволяя ей быть женщиной. Она лишает ее имени, отрицая, таким образом, ее личность, низводя химеру до уровня «образца», вещи. Она собирается ее «использовать» для выделения белка, как свою собственность.

Клайв проникается жалостью к Химере, хочет утешить ее, хочет сделать что-то хорошее и приятное для нее. Химера льнет к нему, как девочка, перегруженная трудными отношениями с матерью, хочет найти спасение у отца. Это единственный человек в ее окружении кроме матери (Эльзы), на него она изливает всю свою любовь и привязанность, когда мать отвергает ее. Он не может защитить Химеру, свою дочь, от подавляющей матери-собственницы, он хочет компенсировать эту свою вину особым вниманием. Так складывается их особая связь, и в конечном итоге оказывается возможным нарушение всяких запретов. Клайв и Химера вступают в сексуальный контакт (инцест). Клайв снова не может сказать «НЕТ», поставить необходимые границы допустимого, ни для себя, ни для Эльзы, ни для ребенка. В этой семье нет справедливого и защищающего закона, установленного мужчиной. Есть метания между вседозволенностью и тотальным подчинением.

Теперь Химера должна умереть. У нее нет другого выхода в этой семье. Мать и отец в сговоре: Химера – это их ошибка, ее нельзя принять или исправить, можно только уничтожить, стереть. Тогда они сохранят свое лицо и свою безопасность. Теперь все плохое и злое для них сконцентрировано в ребенке, чью жизнь они изуродовали. Но Химера умирает самостоятельно, будто ценой самопожертвования избавляя их от необходимости убийства и чудовищной вины. Эльза и Клайв все же чувствуют себя виноватыми и подавленными, они тайно хоронят Химеру и сжигают ее вещи, чтобы стереть следы ее пребывания в их жизни.

Тут бы и конец истории о нестандартном ребенке и контролирующих родителях. Но нет. Мы еще увидим всю глубину душевной патологии главной героини, которая и привела к трагическому финалу. Дальше начинается замогильная мистика, которая имеет отношение уже не к реальной истории, а к темным сторонам психики женщины.

кинофильм ХимераУмершая Химера оживает и превращается в демона-мужчину, с жестокой ненавистью убивающего реальных мужчин вокруг Эльзы. Что символизирует эта фигура? Какой такой демон живет в психике Эльзы? Он символически «убивает» ее мужчин, не позволяя им действовать, вмешиваться, высказывать свое мнение, принимать свои решения и ограничивать Эльзу в чем-либо. Он захватывает мужчин, парализует и использует их, отрицает их значимость. И этот же демон овладевает Эльзой, насилует ее… Демон ненависти, отрицания и отчаяния владеет психикой Эльзы, ее душа захвачена и изнасилована им.

И вот финал фильма, который может относиться и к началу истории (беременность Эльзы Химерой), и к продолжению (новая беременность Эльзы после искусственного оплодотворения, теперь уже естественная) и к ретроспективному взгляду на причины конфликтов Эльзы (беременность матери Эльзы от реального изнасилования). Эльза беременна странным существом в результате сексуального акта, воспринятого как жесткое изнасилование. Холодная начальница (материнская фигура) предлагает свои варианты: аборт или вынашивание монстра для экспериментов. Нечеловеческая перспектива, разрушающая всякие человеческие смыслы. Никакой любви. Никакой пары. Никакой заботы. Контроль, холод, рациональность, мертвенность, а под ними - отчаяние.


Татьяна Панкова,
клинический психолог, психотерапевт
психоаналитического и юнгианского направлений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ВЕДУЩЕЙ:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все выпуски рубрики "По ту сторону экрана" см. здесь  >>>

Добавить комментарий