Приют для бездомных животных


Информация о ведущей >>>

Заметки по кинофильму «Звонок»

Фильм о волнами распространяющейся травме и попытках докопаться до ее источника.

кинофильм ЗвонокВ оригинале фильм называется The Ring – это и звонок телефона, и кольцо. Символика кольца является ведущей в образах этого фильма и вынесена в афишу. Но это не то многозначное, но все же позитивно окрашенное кольцо, которое мы расшифровали бы как вечность и бесконечность (круг), начало (ноль, яйцо, монада), идеал (первоначальная форма, ровность)… Нет. Это зловещее, завораживающе-пугающее, шершаво светящееся кольцо во мраке. Это образ черного туннеля, ведущего к смерти, засасывающее ничто, обозначенное по краям тонким свечением, черная дыра, черное солнце, несущее гибель, это ужасный конец.

Резкий звонок телефона в тишине напряженного ожидания: «это Та Самая ужасная новость, Это произошло». Голос в трубке скажет те слова, которых ты больше всего боишься.

Две девушки-подростка разговаривают о невидимых волнах, об излучении, которое не видишь и не слышишь, но оно действует на тебя, постепенно, но неизбежно разрушая мозг, убивая. Где же источник этого излучения? Он рядом, мы сами впускаем это излучение в свою жизнь, мы беспечны и не защищаемся от него, ведь производят его наши привычные соседи: телевизор и телефон.

Телевизор показывает что-то Непонятное (с большой буквы), более того, Непостижимое. Нет никакого объяснения, и ты один на один с мерцающим экраном, который возымел свою собственную волю, свои собственные зловещие намерения, и нет никого, кто бы защитил, объяснил, включил свет, успокоил и рассмешил. И одна девушка умирает от ужаса, а другая сходит с ума, погрузившись во мрак и изолировав себя от любых источников излучения и волнения.

И оказывается, что еще трое подростков умерли, потому что посмотрели таинственную кассету с Непонятной видеозаписью, и подверглись этим смертоносным волнам.

Итак, есть нечто Загадочное, Мрачное и Необъяснимое, которое убивает тех, кто приобщился к этому. И это – образ (Кольцо) по телевизору и резкий звук (Звонок) по телефону.

Что же могут символизировать телевизор и телефон? Это приборы, создающие видимость присутствия того, что на самом деле отсутствует, создают иллюзию. Телевизор – излучает образы в мозг, заставляя верить в реальность тех вещей, что мы видим. Телефон – приносит чей-то голос, кого мы не видим, и кого нет рядом, и создает иллюзию присутствия этого другого.

Если взглянуть на эти ставшие привычными приспособления непредвзято, то они абсолютно магически отрицают знакомую каждому человеку твердую реальность. Реально то, что можно потрогать, а все остальное – это сны, образы, мысли и воспоминания, то есть объекты внутрипсихической реальности. Если кто-то с нами говорит, значит, он достаточно близко, чтобы его увидеть или дотронуться. А бесплотный голос - это мысли, внутренний монолог (диалог, многоголосие).

А если эти постулаты реальности кто-то не поддерживает? Если человек что-то, что происходит у него в душе, размещает во внешнем мире? Если он требует, чтобы другие признали эти явления как события материального мира? Тогда вместо образов - галлюцинации, вместо мыслей – навязчивые «голоса», вместо желаний – чьи-то «приказы». Тут уж мы подозреваем психическое расстройство. Если только этот человек – взрослый. Для младенца же (да и для ребенка до 7 лет) характерно не иметь четкого разграничения между реальностью и фантазией. И это то, из чего вырастает душевная жизнь каждого! Поэтому фильм захватывает любого зрителя.

кино The_RingИтак, главная героиня фильма Рэйчел – журналистка, она решила разобраться во всем непонятном и ужасном, дойти до конца в расследовании смерти своей племянницы Кэти, используя свой разум. Она находит и изучает таинственную кассету, она пытается заглянуть «за кадр», увидеть нечто скрытое, что позволит создать связи. Она анализирует, подобно психоаналитику или детективу, сопоставляя разрозненные фрагменты.

В то же время ее сын Эйден эмоционально переживает эту пугающую историю, не задумываясь, он рисует рисунки про «девочку, которая умерла». Рэйчел же, кажется, совсем не переживает вначале. Итак, Рэйчел – это разум, Эйден – это чувства.

Кассета содержит набор странных, не связанных между собой образов, подобно страшному сну или бреду. Но по мере продвижения расследования главной героини, эти образы обретают свое место в общей картине событий. Рэйчел реконструирует прошлое. И мир воображаемого начинает все больше смешиваться и пересекаться с реальностью. Героиня идентифицирует «место событий» (маяк на острове) и главных героев (некая Анна Морган, ее муж и их приемная дочь Самара). Рэйчел понимает, что произошло нечто невообразимо ужасное, что породило такую волну смертельных последствий. Остановить распространяющееся зло можно, лишь дойдя до самого источника.

кинофильм The_RingВот история, которую удается выяснить Рэйчел. Супруги Морган жили на острове с маяком, разводили лошадей. Но все многочисленные беременности Анны заканчивались выкидышами. Супруги решились взять в семью приемную дочь Самару. С тех пор все стало плохо. Лошади заболели, стали кидаться в море и гибнуть. Анне никак не удавалось установить хорошие отношения с Самарой. Самара не спала. Мистер Морган невзлюбил Самару и отправил ее жить в конюшню. Анну стали мучить голоса и кошмары. Самару отправили в клинику для душевнобольных, где она «отжигала» странные картинки на пленке силой мысли. Анна также отправляется на лечение в другую клинику. После этого семья воссоединяется уже в другом месте, где-то в загородном доме, но там случается трагедия. Анна предательски душит Самару и сбрасывает в колодец. Задвигает крышку, и дело сделано. Светящееся кольцо – то, что видит Самара, глядя вверх со дна колодца. После этого Анна кончает жизнь самоубийством, спрыгивая с обрыва в море. Мистер Морган также покончит с собой спустя несколько лет, с помощью работающего телевизора, сброшенного в наполненную ванну.

Если попытаться разобраться, что же могло произойти? Что же все это значит, если отодвинуть на минутку мистику?

Как чувствует себя женщина, которая не может выносить и родить живого ребенка? Каково это, если твои дети один за другим умирают до срока? Какие фантазии приходят в голову? Почему они умирают? Кто виноват в их смерти? Мать, отец, злой рок? Кто их убивает? Какие невидимые смертоносные волны воздействуют на них? Или они сами убивают себя, не желая рождаться и жить?

Кто они, эти нерожденные дети, монстры или жертвы, порождения тьмы или невинные ангелы? Чувствуют ли они что-нибудь? Ненавидят ли они свою мать за то, что не смогла дать им жизнь? Обвиняют ли ее? Желают ли ей зла? Сводят с ума? Виновата ли она в их гибели, должна ли быть наказана? Причиняет ли она им боль? Причиняют ли они боль своей матери? Мучают ли ее? Или она мучает их в своей утробе?

Какими они могли бы вырасти? Юноши и девушки, чудесные, красивые и сильные… Нет, невозможно представить, их лица искажены и смазаны, как будто воображение дает сбой и не позволяет увидеть их человеческие лица… (В фильме у всех кто посмотрел кассету на фото и видео теперь пугающие «смазанные» лица). Это лица недоразвившихся зародышей… Или лица аномальные, с генетической патологией?

Как они умерли, эти невыношенные дети: в бурных потоках околоплодных вод и крови при выкидыше или выскабливании… (На кассете есть образ бурной воды, окрашенной кровью, в которой гибнут обезумевшие лошади под винтом парохода).

А может они умирают еще в утробе, при замершей беременности? Тогда плод внутри, как в колодце с водой, у него нет шансов выбраться по длинному черному туннелю к свету жизни, он умирает, прожив там строго определенный, но слишком маленький отрезок времени. В фильме девочка Самара находится в колодце 7 дней, и это тот срок, который дан всем посмотревшим кассету до их смерти. Самара обречена, она «живет в черном страшном месте» (как сказал Эйден), как обречен недоразвившийся плод внутри матки, переставшей его растить. И мать, узнавшая о замершей беременности, в безумном горе, сама как черный колодец с закрытой крышкой, внутри которого страшный и жалкий мертвец вместо чудесного ребенка, о котором она так мечтала! 7 дней может носить мать свой погибший плод прежде чем он будет «выброшен» (сброшен) самопроизвольно или с помощью врачей.

Куда девается тело плода после того, как он насильственно и преждевременно исторгнут (или изъят) из тела матери? Похоронили ли его как человека? Или это нельзя считать человеком? Имеет ли эта история конец, когда есть могила и можно горевать и оплакивать, чтобы потом пережить и начать новую историю, идти дальше, но не забывать? Или эта история будет длиться вечно, навязчиво всплывая тем чаще, чем больше стараешься от нее просто отмахнуться и не принимать всерьез?

Мать и ее ребенок во чреве едины физически, едины ли они и психически? То, что чувствует мать, чувствует ли ребенок? Если ей пришла в голову плохая мысль – поймет ли ее и плод? А могут ли быть «плохие мысли» у ребенка, которые он «внушает» матери? Может ли мать «услышать голос» своего нерожденного пока еще ребенка? И если да, то что он ей скажет? Будет ли это приятным или убийственным? В фильме Рэйчел узнает, что Анна слышала в голове постоянный шепот, который она считала голосом Самары, этот шепот не давал ей покоя, сводил с ума. Даже когда девочка уже умерла, этот страшный шепот продолжался. И продолжались образы, которые Анна считала принадлежащими «голове» Самары, но будто она их «вкладывала» в голову Анны, «выжигала в ее мозгу».

Как будто нет никакой разделенности двух индивидуумов, они слиты и взаимопроникают, и это воспринимается как насильственное вторжение, агрессия одного из них, ребенка по отношению к взрослому. И как будто выход из этого слияния только через смерть. Убийство. Или самоубийство. Невозможно быть двоим, кто-то должен умереть.

В фильме два финала. В одном из них давняя трагедия раскрыта, мертвецы обнаружены, реабилитированы и захоронены. Теперь умершая девочка не сможет мистически влиять с того света на настоящего, живого ребенка Рэйчел, на Эйдена. Теперь все будет хорошо. Рэйчел наконец-то оплакивает умершую Самару, осознает тот вред, который наносился. Теперь она готова начать историю с чистого листа, освободившись от власти прошлого, принять большее участие в жизни своего сына, восстановить нарушенные отношения с мужчиной (отцом Эйдена).

кинофильм ЗвонокВторой финал: все снова повторяется, трагедия расширяется. Волны от брошенного в воду камня расходятся все дальше, захватывая новую территорию. Потусторонняя выросшая Самара вылезает из своего колодца (и из телевизора), не став при этом более живой, психическая реальность смешивается с материальной, экс-муж Рэйчел гибнет, обезумев от ужаса. И Рэйчел обнаруживает, что есть лишь один способ сохранить свою жизнь – это копировать кассету.

То есть продублировать травму. Именно так работает психическая травма – заставляет жертву многократно воспроизводить травматическую ситуацию, как если бы это был единственный способ избежать смерти. Но в этом ужасном повторении и распространении есть призыв о помощи, есть слабая надежда, что на пути распространяющихся волн встанет кто-то, кто сможет им противостоять, кто-то кто поймет, окажется сильнее и поможет преодолеть травму.

Иногда травма оказывается столь мощной, что одна отдельно взятая психика не в состоянии ее обработать, и тогда один человек не может самостоятельно с ней справиться, пережить, преодолеть. И тогда он неосознанно «распространяет» травму, причиняя страдания другим людям, как будто в глубине души надеясь, что чем больше людей будет задействовано для обработки этой травмы, тем выше шансы справиться с ней.

Сколько человек должны посмотреть кассету, чтобы перестать умирать от ужаса?

Сколько будет Звонков?

P.S. Светящееся кольцо на черном фоне на кинопленке имеет место существовать в действительности! Это кольцо появляется иногда в правом верхнем углу экрана, и для зрителя не значит ничего. Это метка для киномеханика, обозначающая, что приближается конец бобины с пленкой и следует поставить следующую.


Татьяна Панкова,
клинический психолог, психотерапевт
психоаналитического и юнгианского направлений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ВЕДУЩЕЙ:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все выпуски рубрики "По ту сторону экрана" см. здесь  >>>

Комментарии  

#2 Янча 26.11.2012 01:48
Снимаю шляпу!
Я сама 7 лет назад,работая в журнале, писала рецензию на "Звонок" (упоминала там Юнга, японскую мифологию), но Ваша рецензия - это что-то...! Читается на одном дыхании. Вы вообще гениально пишете о психологии фильмов. Супер!
Цитировать
#1 Нина 16.06.2012 22:38
Класс. крутой комментарий. я смотрела фильм и понимала, что речь не об ужастике, а о проблематичной связи между сознанием и бессознательным , и искала вот такую рецензию - чтоб понять поточнее, развернутее. спасибо.
Цитировать

Добавить комментарий