Заметки по мультфильму «Коралина в стране кошмаров»
История о том, как девочка-подросток справляется с метаморфозами образов родителей в своей душе.
Мультфильм начинается еще с титров, где мы видим как иголочные руки разбирают и перешивают старую тряпичную куклу, делая ее похожей на героиню этой истории - Коралину. Так мать сотворяет образ своей дочери из своих детских фантазий о будущем ребенке и из своего собственного детского образа, наполняя его новым содержанием, сшивая старое и новое в своей душе.
1. Предиспозиция
Коралина, девочка-подросток с выкрашенными в синий волосами и ногтями, вместе с родителями переезжает в таинственный загородный дом. Родители заняты работой на компьютере. Коралине ужасно тоскливо и скучно. Она покинула свой родной город, дом, своих друзей.
Родителям же некогда поговорить с ней, обсудить ее переживания. Она разговаривает с их спинами. С точки зрения Коралины все не так, как должно быть. Мама не готовит, она строгая, малоэмоциональная. Она - “босс”. Папа - мягкий, добрый, но бесхарактерный, полностью зависит от распоряжений жены. Он кормит Коралину полезным, но невкусным шпинатом, мама же может предложить лишь бутерброд. Так же и в эмоциональном плане: папа готов дарить Коралине свою любовь и внимание, но мама задает рамки, в которых это возможно, напоминая папе о работе. Мама же представляется довольно холодной.
У Коралины появляется таинственная кукла Коралина («кукольная Я», называет ее девочка). В чем-то Коралина чувствует себя подобно тряпичной кукле: ее забрали из одного места, привезли в другое, с ее желаниями никто не считается, ей не уделяют внимания, не играют, она позабыта, она одна в мрачном холодном мире.
2. Разворачивание фантазий Коралины
Коралина находит маленькую дверку, подобно Алисе, нашедшей кроличью нору (недаром ее имя путают с Кэролайн, отсылая нас к Льюису Кэрроллу). Отверстие, в которое может пролезть лишь ребенок или животное. Это проход в “параллельный мир”, мир живописных фантазий, недоступный для взрослых. Во сне Коралина проходит сквозь дверь, вслед за белой мышкой, ползет по трубе и (будто рождается заново) оказывается в “другой семье”.
Там все так, как “должно быть”, это идеальная семья в сказочном доме. Там мама - милая, добрая и красивая, готовит вкусный ужин, а папа - остроумный и полный энергии, играет на пианино, воспевая свою любимую дочку Коралину. Есть только одно “но”. Их глаза - это пуговицы, как у кукол. Это кукольный мир и кукольная семья, в которую играет Коралина, делая этот мир полностью соответствующим своим желаниям. У мамы с папой в “том мире” нет никаких других дел, кроме как радовать и баловать Коралину, смотреть на нее с любовью и умилением своими пуговками.
Они говорят: “Мы - твои другие мама и папа”. Добавляют, что у всех есть “другие” родители. Это фантазийные другие родители, о которых мечтает ребенок, когда что-то идет не так в его отношениях с реальными родителями. Те, другие, могут (могли бы) удовлетворить все желания ребенка, они великолепны, они обожают и достойны обожания, они не ошибаются, они не заняты, они всегда готовы поговорить с ребенком о том, что его волнует, не боятся грязи и любят играть. Ведь они созданы им самим для него самого!
3. Снова реальность
Реальные люди, окружающие Коралину (Мистер Бобински, две старухи и соседский мальчишка Зак), разочаровывают ее. Им нет до нее дела. Они озабочены собственной персоной. Они странные и некрасивые. У них слишком много недостатков. Но они-то как раз интуитивно замечают, что с Коралиной что-то не так. Они все предупреждают ее об опасности. Но Коралина говорит матери: “что плохого в снах: только в них мне и весело”.
4. Фантазии перемешиваются с реальностью
Коралина входит в мир фантазий уже днем, а не во сне. Перед нами предстает полная картина внутреннего мира Коралины, а не только область сознательных милых грез. И вот “другая мама” предлагает Коралине остаться навсегда в мире воображаемого. Коралине надо лишиться своих глаз, видящих реальность.
А взамен она получит пуговки, которые видят лишь желаемое. Коралина внезапно осознает опасность снов и фантазий: галлюцинаторный мир готов захватить ее целиком, и это ужасает ее. И она начинает свои попытки справиться с этим миром, чтобы вернуться к осознанию реальности. Фантазийный мир, тем временем, теряет свою соблазнительную и пышную привлекательность. Волшебные краски меркнут, обнаруживается пугающая психотическая изнанка.
5. Сражение за возвращение к реальности
Милая «другая мама» теперь раскрывает свою истинную природу: это причудливый и опасный персонаж. Вся эта ужасная метаморфоза происходит с “миром за дверкой” сразу после того, как Коралина начинает отвергать его. Теперь нет ничего добровольного, созданные психикой Коралины персонажи преследуют ее. Коралина заперта в мире своих фантазий, не поддающихся сознательному контролю.
«Другая мама» и Коралина оказываются в странных отношениях. Кто эта «другая мама»? Отражение ли это двойственности настоящей мамы Коралины перемешанное с ее бурной фантазией? Эта мама-ведьма хочет любить Коралину. Но любить для нее означает «захватить в плен», «любить даже против желания» и, в конечном счете, «съесть», т.е. сделать частью себя самой, ведь «другая мама» любит на самом деле только себя.
Или же это фантазии девочки-подростка, тоскующей по «милой маме из детства» и одновременно чувствующей опасность «никогда не вырасти» рядом с такой слишком заботливой мамой?
Коралина в темнице встречает детей-призраков. Это предыдущие дети-игрушки мамы-ведьмы. Они говорят: «Она говорила, что любит нас, а сама заперла здесь и проглотила наши жизни». Коралина борется со своими атакующими фантазиями о маме-ведьме, которая не позволит ей иметь свою собственную жизнь, свои собственные желания, о маме, которая полностью подчинит ее своей воле, сделает «призраком», заберет ее «собственный взгляд на мир».
6. Психологическое отступление
Как такое возможно в реальности? Может ли девочка-подросток оказаться «запертой в детстве», лишиться своей собственной, отдельной от мамы, жизни? Может ли мама поймать ее в свой мир и не пустить в «большой мир реальности»? Может ли мама изолировать свою дочь от ее друзей, заставить их замолчать, не позволить ей делать свой выбор?
И какая жестокая борьба тогда развернется в душе подростка за независимость и «свои собственные глаза»?
Возможно, подростку покажется, что его хорошие, привычные с детства родители куда-то исчезли, оставив его одного сражаться с «плохой мамой» и «бесхребетным папой», маминой марионеткой.
И как важно будет, если настоящие родители подростка будут оставаться просто в пределах доступности в этот сложный период. Ведь если они исчезнут, подростку придется спасать не только свою личность, но и их образы. А если они будут пытаться воспитывать, давить, навязывать, то они присоединятся к «маме-ведьме» из параллельного мира фантазий подростка: «Ах ты дрянь, совести у тебя нет! Как ты смеешь не слушаться мать!».
7. Победа и обретение твердой реальности
Но Коралина идет вперед. Она сражается с мамой-ведьмой, она атакует ее игрушечные глазки-пуговицы, ее собственнический взгляд на Коралину. Она покидает «другую маму», оставляя ее позади, в своем прошлом, запертую за дверкой мира снов, бросает ключ на дно колодца бессознательного. Она отказывается от всепоглощающей любви «другой мамы», несмотря на то, что лишится вместе с ее фигурой и волшебного мира иллюзий.
Коралина возвращается к реальности. Она теряет надежду увидеть своих родителей идеальными и великолепными (какими они казались в детстве). Но она обретает много больше: настоящих родителей, которых она любит и ценит, тех самых, которые любят и ценят ее. Она больше не требует от них исполнения всех ее желаний, она может радоваться тому, что они могут ей дать. И вместе с этим прогрессом приходит принятие других людей и самой себя как несовершенных, но вполне хороших.
Татьяна Панкова,
клинический психолог, психотерапевт
психоаналитического и юнгианского направлений.
ЗАДАТЬ ВОПРОС ВЕДУЩЕЙ: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Все выпуски рубрики "По ту сторону экрана" см. здесь >>>
Комментарии