Приют для бездомных животных


Информация о ведущей >>>

Заметки по кинофильму «Матрица»

фильм Матрица

Фильм об иллюзиях, о столкновении с болезненной реальностью и о битве с самим собой ради освобождения своего подлинного Я.

Главный герой этого культового фильма – молодой программист. У него обычное имя – Томас Андерсон, обычная работа в офисе, его хобби – компьютеры, он живет совсем один, ни с кем не общается, ночи напролет проводит у компьютеров, плохо спит. Он что-то ищет «в сети», но много лет не находит. Его жизнь похожа на сон, а сны – на реальность. Он путается и сам: «у меня чувство, будто я не знаю, проснулся я или нет».

Итак, перед нами весьма инфантильный и пассивный молодой человек, отгороженный от мира, избегающий контактов и не вступающий в близкие отношения, с компьютерной зависимостью. Его чувство реальности ненадежно, ощущение своего Я фрагментарно. Он не знает о себе ничего стоящего. Он живет иллюзорной жизнью, пребывая как будто во сне. Его глаза закрыты или полузакрыты, так как его сознание имеет лишь необходимый минимум информации, прочая же реальность игнорируется. Его чувства не осознаются, а приходят как будто извне. Он подозрителен и закрыт, будто есть внешняя угроза, будто за ним могут следить. И все же он ищет что-то важное, он чувствует неудовлетворенность своим положением.

Но вот появляется надпись на экране, как будто кто-то давно знает его. Но к нему обращаются, называя его другим именем, НЕО («новый»). И он следует за этим голосом (текстом на экране), который зовет его вперед, к неизвестности, побуждает его выйти из своего дома-убежища (и из своего равновесия и незнания). Томас встречает незнакомку Тринити, которая говорит с ним так, как будто знает его, знает о нем то, чего он сам еще о себе не знает. Но он хочет узнать! Томас хочет получить ответ на свой главный вопрос: «Что такое Матрица?». Его желание узнать ставит его под угрозу. НЕКТО не хочет, чтобы он узнал ответ. Похоже, что в душе нашего героя есть противоположные желания: «знать» противостоит «не знать». И у той части личности, которая предпочитает «не знать», есть свои веские аргументы.

Томас на работе получает выговор от начальника и тут же на рабочем месте его настигают сразу две противоположные «группировки». Одна «группа» (в виде голоса в трубке) желает спасти его от другой, которая хочет захватить его в плен. Итак, процессы в психике нашего героя активизировались. Те действия, которые он предпринял, чтобы «узнать», какая-то часть его психики расценивает как опасные и угрожающие равновесию. Эта часть личности Томаса представлена «бандой» Агентов. Агенты захватывают Томаса и уговаривают его вступить с ними в сговор. Томас может подчиниться своей внутренней «банде», которая все держит под контролем и не желает, чтобы Томас вышел из-под него. Томас отказывается. Тогда на него обрушиваются психотические переживания: немота (невозможность говорить из-за сросшегося рта), беспомощность (трое агентов держат его), внедрение инородных предметов в тело (запускают «жучок» в пупок). «Банда» наказывает его за неподчинение.

Нестабильное равновесие тихой жизни Томаса Андерса рушится. Освобождаются противоположные силы, которые Томас старался не тревожить.

кино братьев Вачовски МатрицаПросыпаясь после этого мучительного кошмара, Томас слышит голос Морфеуса в телефонной трубке, который говорит: «Ты избранный». До этих слов все было неважно в жизни Томаса. Ведь он жил и не жил одновременно. Он был вроде бы собой, а в то же время никем особенным, незаметным даже для себя самого. Он не мог размышлять о себе, он всячески прятался и избегал этого. И вот теперь он в центре собственного внимания: оказывается, он важен! Более того, важен не он как заурядный Томас Андерсон, а важен некто истинный и загадочный внутри него – НЕО.

Томас отправляется на встречу с Морфеусом. Кто же этот Морфеус? Томас много лет пытался вступить с ним в контакт, Морфеус знает самые важные ответы, узнать о которых так необходимо и так опасно! Морфеус может представлять собой ту часть личности Томаса, которая уже знает правду, которая знает о реальности. А может, это Другой? Другой человек, который заинтересован в Томасе, думает о нем, видит его проблемы, заботится о нем и желает для него роста и развития? Такой Другой, который верит в Томаса, в его силы, готов сопровождать и помогать ему в его пути. Более того, Морфеус видит, что подлинная личность Томаса спрятана за маской, и обращается к этой подлинной части, называя ее именем НЕО.

кинофильм МатрицаВпервые к нашему герою отнеслись с уважением и вниманием. Морфеус говорит о самом главном: о принятии реальности, о свободе выбора, об ответственности, о неизвестности (отсутствии фатума), об иллюзиях, затуманивающих сознание, о рабстве в мире иллюзий. Морфеус предлагает выбор: синяя таблетка – все забыть и вернуться назад, снова надеть псевдоличность «Томас Андерсон» и жить полужизнью-полусном, красная таблетка – правда, реальность, дорога к которой лежит через кэрролловскую «кроличью нору». Что же произошло в жизни Томаса, что он оказался перед выбором? Пришел ли он в глубинную психотерапию или начал практиковать путь Дао, встретил ли Проводника или встретил девушку, которая заглянула ему в душу? А может просто дозрел до «точки невозврата»? Так или иначе, наш герой вступает на путь истинного знания. Знания о самом себе и о реальности. Красная таблетка покажет истину.

Матрица - фильм Энди и Ларри ВачовскиИллюзии начинают разрушаться. То, что казалось таким незыблемым, оказывается обманом. Истина состоит в том, что фактически Нео пребывает в искусственной утробе, соединенный с ней пуповиной словно эмбрион! Он никогда не жил, поскольку так и не был рожден, он только грезил, что живет. Его психика пребывала в слиянии с МАТРИЦЕЙ (матерью?), с которой он в первый раз рассоединился, проснувшись от многолетнего сна. Он отверг иллюзию, заботливо созданную для него (кем? Матерью?), безопасную и контролируемую, не допускающую соприкосновения с реальностью. И он испытал психическую боль от разделения с Матрицей и от контакта с реальностью. Он переживает психическое Рождение, наполненное символами и образами физического рождения, но окрашенное ужасом. Слизь, вода, труба, яркий свет, удушье, захлебывание, непонятное и насильственное вмешательство…

кино МатрицаУ нашего героя взрослое тело, но психически он – новорожденный (neonate). Он не может двигаться (не может быть спонтанным и активным в своей жизни), ему требуется много времени и заботы, чтобы научится владеть своим телом, на которое он наконец-то получил права! Этот момент соединения со своим телом вызывает чувство неловкости и неприспособленности.

В тело Нео постоянно засовывают какие-то металлические предметы, и это ставит вопрос о принадлежности этого тела. Кому принадлежит тело: Матрице (матери)? Банде Агентов (патологической части психики)? Тринити (девушке, которая ему симпатизизует)? Морфеусу (его наставнику, другу, отцу, сенсею, психотерапевту, врачу)? В чем смысл пирсинга? Экстремальное доказательство того, что тело принадлежит самому человеку, а не тому, кто на него претендует?

Нео жалуется, что у него болят глаза. Неудивительно, ведь он впервые видит отчетливо то, чего не замечал раньше. И видеть это больно.

В беседах с Морфеусом Нео узнает все более горькие новости об истинном положении дел в его жизни. Нео жил в «игрушечном» мире, в котором была иллюзия благополучия, но на самом деле все плохо. И только теперь, когда он проснулся/родился (начал осознавать себя) появилась надежда на лучшее. Нео видит картину своего психического расстройства: его живая душа захвачена в плен бездушными машинами. Нечто зловещее использует его жизненные силы. Всесильные Агенты повсюду в его психике, следят, чтобы его сознание не просыпалось. Его мир - безжизненная пустыня. Бегство в иллюзии – единственное спасение от непрекращающегося кошмара реальности. Нео сомневается, сможет ли он вынести эту реальность, сможет ли он смириться с ЭТИМ НОВЫМ СОБОЙ. Морфеус говорит, что столкновение с реальностью во взрослом возрасте очень опасно, лучше «освобождать разум» в детском возрасте.

МатрицаКогда-то все было иначе в мире Нео, но потом произошла катастрофа, и власть над жизнью захватил искусственный разум. Нео не смог развиваться и жить дальше, вместо него контроль оказался у РАЗУМА, оторванного от чувств. Разум стал АВТОНОМНЫМ И НЕЗАВИСИМЫМ от личности и действует по своему собственному плану. Холодный и жесткий РАЗУМ зачистил всё, имеющее отношение к «человеческому бытию»: детей не зачинают при сексе, не рождают из родовых путей, их не вскармливают живые матери, нет никакой семьи и родственных отношений, даже физического тела нет, один обман, все суррогатно. Только один плюс у всего этого безумия: если нет жизни, то нет и страданий, и смерти нет!!! Неужели ради этого все и было затеяно? Ради избавления от страдания? Как же велико должно было быть страдание, выпавшее на долю Нео, что ему ради выживания пришлось почти сойти с ума и отказаться от живой жизни!

Итак, мир Нео непригоден для жизни на данный момент. Поэтому Нео и его помощники временно находятся в ковчеге, плавучей машине, капсуле. Члены команды этого корабля выживших (пробужденных) могут представлять опять же разные стороны личности Нео. Есть среди них и Предательская часть, которая вступает-таки в сговор с Бандой Агентов ради надежды на возвращение в иллюзию сытости и довольства. Есть часть, которая позволяет существовать человеческим слабостям и несовершенствам (Маус). Есть очень позитивная часть, которая стремится к воссоединению, но не готова пока (Тринити).

Нео проходит обучение борьбе. Все это похоже на иллюзию всемогущества. Он готовится вступить в бой с чем-то очень деструктивным и контролирующим. Тренируется же он на Морфеусе, своем верном Помощнике и Проводнике. Он учится не столько силе и быстроте, сколько умению владеть своей личностью. Старая же псевдоличность по имени «Томас Андерсон» будет все бледнеть и забываться, как пылящаяся ненужная маска, которую Нео носил ради безопасности.

Нео и его компания едут к Прорицательнице. Нео много ждет от этой встречи и боится. Он ждет, что кто-то другой будет лучше знать о нем, чем он сам, ведь он столько лет не мог слышать свой собственный голос, не мог доверять своим чувствам и ощущениям. Но Прорицательница говорит: «познай самого себя» (надпись на дельфийском храме Аполлона) и «кто кроме тебя может знать самое важное о тебе?» Своими словами она передает самому Нео ответственность за его судьбу. Ведь он избранный для самого себя, и только он может спасти свой мир и освободить свою душу! Прорицательница говорит: «не верь всякой ерунде насчет фатума. Ничего не решено». И этим она ломает Матрицу.

Нео постепенно придет к этой мысли: от его действий зависит то, что происходит. Он сам – причина событий, а не их пассивная жертва. Но для этого он должен пройти новое испытание. Морфеус, казавшийся таким сильным и неуязвимым, захвачен в плен Бандой Агентов. Психоз грозит разрушить все хорошее, ведущее к развитию, на что опирался Нео. Наступает переломный момент. Нео делает, наконец, осознанный выбор. Теперь он отдает себе отчет в том, что все по-настоящему в его жизни, что нет уверенности в том, что ты будешь в безопасности, что ты вообще будешь жив. И Нео не руководствуется теперь прагматическим здравым смыслом и контролирующим разумом. Он испытывает момент веры и надежды. Он признает, как важен для него Морфеус и как важен он сам (для самого себя). Раньше ему казалось, что важен он будет только, если он важен не менее чем для всего человечества. Он рискнул иметь чувства, а следовательно, стал уязвим.

кинофильм Вачовски МатрицаАгент же тем временем строит свои козни. Агент пытается сломить волю Морфеуса. Это уже не бездушная Машина Разума. За внешностью «Разумного и заботящегося» находится сгусток мощных негативных чувств: ненависть, презрение, отвращение и страх. В Агенте сконцентрировано неприятие всего «человеческого», поскольку быть человеком – означает быть несовершенным и беспомощным. Быть беспомощным перед болезнями, расставаниями, физиологией, унижением, отвержением, агрессией, сексуальностью, временем и неизвестностью. Лучше мнить себя идеальным, всемогущим и бессмертным Агентом Смитом, чем согласится быть человеком. Цель Агента – уничтожить человеческий город Зеон, где люди продолжают жить человеческой жизнью.

Нео вступает в свою Великую Битву. Мир иллюзий, который раньше защищал Нео от реальности, теперь ополчился против него, стал преследовать. Нео должен сразиться со своим внутренним Агентом Смитом, то есть с самим собой, со своей специфической частью личности, очень опасной, очень могущественной, очень коварной и практически всесильной. Но для Нео Агент Смит - все еще внешний противник. Он видит Смита в любом незнакомце, в любом сне, в любой фантазии как своего врага и преследователя. Агент Смит безлик, он хочет контролировать Нео, даже если для этого его придется физически уничтожить.

фильм МатрицаНео сражается со Смитом, тут ему никто не может помочь. Смит побеждает. Нео умер. Его защитный корабль вскрыт. Зло торжествует.

Но вот Тринити признается ему в любви и соединяет их губы в поцелуе: наконец, произошло воссоединение нашего героя с его живой душой! Для этого пришлось умереть той части личности, которая говорила о себе «Я», но находилась в капсуле. Теперь Нео воскресает уже в новом качестве. Он обрел целостность и обрел чувства. Теперь он видит свой иллюзорный мир, но не погружается в него, не сливается с ним. То, что раньше казалось абсолютно незыблемым и перемены могли быть минимальны, теперь очевидно нереально. Нео, наконец, признает, что Агент Смит – это он сам и есть, он «ныряет» в этот образ и разрушает его изнутри, поскольку обрел свою подлинную идентичность и ощутил себя хозяином самого себя и своей психики.

Последнее, что говорит Нео в фильме: «Я покажу им мир без диктата и запретов. Мир, где решать нам!» Нео освобожден из своей психической тюрьмы, теперь он может жить в реальном мире, вступать в реальные отношения, любить, ценить, быть ценным, страдать, бояться, надеяться, быть смертным и уязвимым, наслаждаться жизнью, мечтать, размышлять о себе и о других, быть свободным и признавать ограничения. Теперь он может видеть сны и знать, что это сны!


Татьяна Панкова,
клинический психолог, психотерапевт
психоаналитического и юнгианского направлений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ВЕДУЩЕЙ:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все выпуски рубрики "По ту сторону экрана" см. здесь  >>>

Добавить комментарий