Приют для бездомных животных


Информация о ведущей  >>>

Смотреть все выпуски

Копилка успешных моментов

Так уж мы устроены (за всех не поручусь, но встречала многих, поэтому позволю себе некоторое обобщение), что события, происходящие в течение жизни, мы складываем на разные оценочные полочки. Как правило, их две – плохая полочка и хорошая полочка с жирными знаками «+» и «-».

Смерть, развод, конфликт, дождь, слякоть, увольнение и т.д. – это плохо. Новые отношения, карьерьный рост, отдых с друзьями, обновка, припекающее солнце и т.д. – хорошо. Нас ТАК научили в школе, воспитали родители, поддержали вузы. Так – это ставить оценку себе за все, что происходит в жизни. И нам это привычно. Как можно по-другому?

По-другому можно вот как. Психологи самых разных направлений, а вместе с ними вальдорфская педагогика (за другие педагогические направления не поручусь) считают, что человеку имеет смысл смотреть на событие с нескольких позиций:

  • Что я чувствую, когда это происходит (произошло) со мной?
  • Чему я учусь (научился) в этой ситуации?
  • Как я изменился в этой ситуации (благодаря ей) по сравнению с собой вчерашним?

Есть ли в этих вопросах другие люди, на мнение которых человек опирается в оценивании ситуации? Нет. Есть ли люди, с чьими поступками человек сравнивает свое поведение? Нет. Есть только опыт. Свой жизненный опыт. Свои уроки и свои чувства. На то и на другое можно опираться как на ресурсы. Это то – чувства и опыт – что есть у человека всегда. Их невозможно отнять.

Итак, опираясь на эти ресурсы, человек учится. Всю жизнь. В любой ситуации. Учится в школе жизни, в которой не ставят оценки. (Оценки ставят окружающие, но выбор человека в том, как на них реагировать. Или человек сам их себе ставит. По привычке). И тогда – в безоценочной «системе координат» каждое событие может стать успешным.

  • Уволили с работы? Отлично! Наконец, появилось время для поиска себя, ведь уже тошнило на этой работе, а уволиться самому было страшно…
  • Кран потек? Можно поменять кран – давно собиралась.
  • Ребенок ногу сломал. Конечно, радости тут немного. Ему ведь было больно. Но именно благодаря этой драматичной ситуации в жизни семьи появилась возможность проявить чувства, заботу, а ребенок отдохнул от надоевшей школы.
  • Бесконечный насморк с кашлем у малыша и мама не может ходить на работу? Так ли хочется туда ходить? Не это ли является возможностью пересмотреть свои взгляды на трудовую деятельность?
  • Депрессия? Что она позволяет мне делать? Чего не делать?

И тут мы переходим к урокам. И к тому, что «плохих» моментов в жизни не бывает. Бывают ситуации, в которых мы чему-то учимся, в чем-то преодолеваем свою инертность, выходим за рамки привычного комфорта, испытываем себя на прочность, узнавая о себе что-то новое.

Попробуй в течение дня собирать успешные моменты. Смог сделать это задание? Отлично. Положи в копилку. Неважно, что сегодня это дело не кажется тебе достижением. Клади. Это твой багаж. Твой сундук с драгоценностями.

Сегодня ты боялся и все же пошел на свой страх и провел те переговоры, которые висели над душой тяжкой незавершенкой. Отлично. Складывай в сундучок. Это тот опыт, на который ты сможешь опереться, когда со временем тебе вдруг покажется «Не смогу, не получится, не умею…». Ты уже это смог, получилось, умеешь. Такой опыт у тебя уже есть. Помнишь? Лежит в копилке.

Екатерина Мануковская.

Добавить комментарий