Психоаналитический подход четко формулирует, что представляет из себя явление под названием "человек". Из всех представителей животного мира именно человек приходит в мир наиболее неподготовленным к самостоятельному существованию. Это связано с биологическими и физиологическими особенностями (если бы ребенок находился в утробе матери дольше, чем 9 месяцев, то его прохождение по родовым путям стало бы уже невозможным физически. Кроме того, прямохождение ограничивает размер плода). Поэтому, ввиду своей преждевременной "вброшенности в мир" именно человек нуждается в более тщательном и долгом уходе (со стороны, прежде всего, матери).

Таким образом, влияние условий, в которых у ребенка формировался "Образ Я", трудно переоценить. Каждый из нас формирует представление о себе, о мире и о своем месте в мире, исходя из того, какой отклик он получал на протяжении детства. И, первый год жизни является здесь важнейшим этапом. Эмоциональные, довербальные отношения с матерью, которая либо улавливала потребность младенца и, заботясь о нем, формировала у него же представление о своем желании, либо же, наоборот, подолгу оставляла его одного и не давала (ему) почувствовать себя (реагируя, например, отстраненно) - это база в фантазиях младенца о мире. Условно говоря, что такое мир и как он настроен ко мне (то ли принимает меня благожелательно - и тогда у меня формируется базовое доверие к миру, то ли не откликается на мой зов и тогда возникает желание, например, "уйти в себя").

Дальнейшее становление человеческой психики является непрерывным взаимодействием с окружением (близкими, социумом в лице улицы, детского садика и т.д.). И это - то, что подтверждает, либо опровергает мое представление о себе - мой "Образ Я".

Так вот. Страхи здесь - это один из видов невротических симптомов. И они сами по себе не являются чем-то "плохим". Это некоторый указатель на глубинную проблему, на то, что где-то произошел "разрыв" моих представлений о мире. И, их «заместитель». Например, мама в какой-то ситуации резко на меня среагировала (просто потому, что у нее болела голова) и не обеспечила меня доступной для моего детского понимания интерпретацией произошедшего. Например, мама ушла к соседке, думая, что ее трехмесячный малыш крепко спит и задержалась там минут на двадцать. Ребенок же от хлопка двери проснулся и 20 минут (которые им переживались как 20 недель одиночества - вспомним, как в детстве тянется время, - хотя бы в том его более позднем отрезке, который мы в состоянии осознавать). Что же происходит с крошечным и беспомощным существом, когда он не получает отклика на свой крик, свое обращение к миру?  То, что очень приблизительно можно описать как нескончаемое одиночество, бесконечное падение, распад на куски... Просто для того, чтобы не сойти с ума от ситуации, которую психика младенца еще не в состоянии "переварить", он находит себе какой-либо объект в мире, которого он теперь может бояться. Ведь бояться чего-то - это уже столкнуться с чем-то знакомым, узнаваемым и именно это спасает меня от ужаса необъяснимости происходящего. Страх всегда объектен (мы боимся какого-то конкретного объекта: паука, змеи, самолета, собаки), ужас же - невыносим и он не имеет какого-то узнаваемого предъявления, какой-то формы. Вспомните обстановку в фильмах ужасов: необъяснимость, напряженное ожидание чего-то (чего - непонятно. Можно в качестве иллюстрации посмотреть "Ведьму из Блэр", например. Вроде бы ищут конкретную фигуру - ведьму, но происходит-то все время что-то необъяснимое).

И именно в этом месте возникают страхи, симптомы. Они возникают по разным причинам и, конечно же, не всегда в отношениях в раннем детстве, и, конечно же, не всегда в отношениях с матерью или отцом. НО каждый раз там, где резко открывается несовпадение моих представлений о мире с происходящим. Страх выступает в роли той "упаковки", которая спасает нашу психику от распада. Потому что, повторюсь, - уже есть объект, уже есть чего бояться. Образ - узнаваем.

Я неоднократно работал со всевозможными страхами и фобиями. По моему опыту, эффективность (и устойчивость результата в долгосрочной перспективе) в психоаналитической психотерапии основана на том, что прорабатываются глубинные причины страхов, а не убирается "верхушка айсберга" - не происходит элементарное перекодирование страха в другую форму.

Стрига Виталий Викторович,
психоаналитический психотерапевт,
обучающий психотерапевт МОКПО (Германия),
президент "Школы проблемно-символического саморазвития" (Донецк - Киев),
практикующий психолог.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

© 2008 - 2018, Планета Психологии - психологическая помощь, помощь психолога, детский психолог,
консультации психолога онлайн, психологические центры, статьи по психологии.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна