Приют для бездомных животных


СамоактуализацияПод самоактуализацией в современной психологии понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя.

Понятие самоактуализации впервые появилось в гуманистической психологии. Этот термин ввел Курт Гольдштейн, рассматривавший самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. По К.Гольдштейну, организм управляется тенденцией актуализировать в набольшей возможностной степени свои индивидуальные способности. Основное положение теории Гольдштейна: индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом – самоактуализацией (самореализацией). К. Роджерс, в свою очередь, полагает, что в каждом есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Один из ведущих психологов гуманистического направления, Абрахам Маслоу, проанализировав потребности психически здоровой личности, разделил их на две группы. Первая группа - базовые физиологические (в еде, питье и др.) и психологические (в безопасности, любви, признании) потребности. Вторая группа – это метапотребности, состоящие из потребностей более высокого уровня. В них проявляются наши стремления к знанию, тенденции к росту и достижениям (самоактуализации). Эти потребности организованы иерархически, высшей из них является потребность в самоактуализации, удовлетворение которой возможно только при удовлетворении базовых потребностей. Мы обращаем внимание на красоту, истину и развитие наших возможностей, когда более или менее сыты и находимся в безопасности.

Понятию самоактуализации очень трудно дать точное определение. Прежде всего, самоактуализация, по Маслоу, означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности и возможности. Удовлетворение от действительной самоактуализации – внутреннее, не связанное с внешним одобрением. Самоактуализация - это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это – способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе. Это - потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения.

Психически полноценный человек, по Маслоу, это - самоактуализирующийся человек, который представляет собой гармоничную личность, достигшую вершины развития. Таких людей мало, всего 1- 4 % от общего количества людей. Остальные находятся на той или иной ступени развития. Если человек стремится понять смысл жизни, максимально реализовать свои способности, он постепенно движется к высшей ступени личностного саморазвития.

Воплощение этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого – проявить себя в спорте, у кого-то еще она найдет выражение в создании картин или изобретательстве и т.д. В рамках нашего исследования мы рассматриваем гендерную специфику процесса самоактуализации.

А.Маслоу, подобно многим своим современникам, признавал общность процесса психологического развития для обоих полов, характеризуя высоты человеческого развития в терминах индивидуации и достижения. Это допущение использовалось как для поощерения, так и для ограничения развития психологии женщин. А. Маслоу размышлял о различиях двух полов, однако никогда не развивал своих мыслей.

Бетти Фриден в своей книге «Женская загадка» (The Feminine Mystique, Friedan, 1977), часто ссылается на А.Маслоу, призывая женщин к самоактуализации и выходу за рамки ролей жены и матери [1]. Вместе с тем, применительно к женщинам иерархия потребностей по А.Маслоу не позволяет приписывать им некоторые потребности высшего уровня. Переживания и развитие женщин имеют свои особенности, в центре находятся потребности в привязанности и близости.

А.Маслоу обращал внимание на это различие в своем журнале в 1962 г. (Lowry, 1979): «Только женщина испытывает первоочередную потребность быть любимой…(чем больше я думаю об этом, тем большее впечатление это на меня производит. Между тем на эту тему ничего не написано. Нет и никаких исследований)»[2]. Его вопросы предвосхитили исследования в этом направлении. Вместе с тем, акцентируя внимание на потребностях в отстраненности и независимости, иерархия А.Маслоу указывает на некоторые существенные различия между мужчинами и женщинами.

Многие исследователи, изучавшие проблемы самореализации женщин и мужчин, отмечали, что традиционные гендерные роли затрудняют самореализацию именно женщин, ограничивая ее возможности «внесемейной» самореализации [2,4,6]. Мужчины в большей степени, чем женщины, ценят свои достоинства и принимают себя такими, какие есть. Согласно результатам исследований влияния гендерной социализации на личность, поведение родителей, учителей и весь социальный контекст в целом могут негативно влиять на формирование у женщин уверенности в себе и самооценки [2,6]. Так, женщине трудно принять себя, так как существует конфликт между ее индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о женщине. Если она, например флегматик, то где ее эмоциональность. Если она интересуется естественными науками, то родители ей напомнят, что в этом случае легко остаться старой девой. Если она в «теле», то средства массовой информации примутся убеждать что-то предпринять с этим. Вспомним для примера русскую поговорку – «долог волос да ум короток» или выражение «женская логика», не говоря уже об анекдотах про блондинок, которые заставляют сомневаться в своих качествах и требуют внутренних усилий по преодолению этих сомнений. Этот список можно продолжать и дальше. Нужна постоянная работа, чтобы оставаться в ладу с собой. Сопоставление проблем, обусловленных гендерной социализацией, с характеристиками самоактуализирующейся личности не оставляет сомнений в наличии особых барьеров для реализации способностей женщин.

Реализация себя в семье предполагает осуществление своих представлений о семейной жизни, ее целях, ценностях и удовлетворение потребности в определенных семейных взаимоотношениях.

Общественное признание предполагает не личное признание (как было отмечено, это несущественно для самоактуализирующейся личности), а справедливую оценку обществом того, чем человек занимается как представитель той или иной социальной группы, к которой она/он принадлежит. Необходимо отметить, что эти компоненты существенны для того, чтобы, образно говоря, «встать на путь» к самоактуализации, не утратить стремление к ней.

В своем исследовании Акиндинова И.А [1], исследует взаимосвязи уровня самоактуализации женщин с профессиональной организацией их деятельности. Сравнивая группы работающих женщин и домохозяек, она делает следующие выводы:

1. Работающие женщины в большей мере испытывают положительной отношение к своей ведущей деятельности, чем неработающие женщины.

2. У женщин, занятых в профессиональной деятельности, в большей степени, чем у неработающих женщин (домохозяек), проявились такие аспекты феномена самоактуалзации, как: уверенность в себе, независимость, умение жить настоящим, стремление к познанию, не связанному прямо с удовлетворением каких – либо потребностей.

3. Для работающих женщин в большей степени актуальными являются «потребности роста» (то есть в самоактуализации и признании), чем для женщин, не занятых в профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что домохозяйки считают свое занятие работой и выбрали его сознательно, данный вид деятельности не связан для них со стимуляцией большего саморазвития и актуализацией внутренних потенциалов. Как видно из этих данных, самоактулизация в традиционной женской роли – домохозяйки и хранительницы очага, у современных женщин не проявляется в полной мере.

В настоящее время, на наш взгляд, проблема самоактуализации женщин приобретает особую значимость в силу происходящих изменений в нашем обществе. Перспектива гендерных исследований связана, прежде всего, с задачей гуманистического общества обеспечить более эффективную реализацию способностей людей разного пола. Феминистское движение стимулировало открытие новых перспектив анализа и решения проблемы положения женщин.

В последние годы появились отечественные работы, анализирующие гендерные различия не только с биологической точки зрения, но и с учетом влияния на психическое развитие личности социально – психологических факторов (Т.В. Виноградова, В.В. Семенов, Г. Силласте). Однако они направлены, в первую очередь, на изучение когнитивных процессов, умственного развития, и не касаются особенностей целостного жизненного пути, личностных характеристик, которые являются более значимыми для реализации способностей и которые формируются под влиянием социально-психологических особенностей окружения.

Одной из задач нашего исследования является изучение гендерных особенностей самоактуализации личности в профессиях, традиционно относящихся к феминным и маскулинным группам профессий. На наш взгляд, процессы профессиональной самореализации и самоутверждения, самоактуализации личности в профессиях, традиционно считающихся «мужскими» или «женскими», во многом затруднены для представителей «не того» пола благодаря влиянию социальных стереотипов, установок и других факторов. И то, насколько успешно они будут преодолены, зависит от многих переменных. В том числе, от соотношения феминных и маскулинных качеств личности профессионала.

Дальнейшее развитие общества связано, на наш взгляд, не только с улучшением материальных и социальных условий жизни. Оно во многом связано с преодолением устаревших представлений о роли мужчины и женщины в обществе, с воспитанием, ориентирующим мужчин и женщин не на отношения господства и подчинения, заданные традицией и возведенные в ранг «естественного закона», а на отношения личностной взаимодополняемости в обществе и семье. При этом достижение социального равенства мужчин и женщин должно идти не путем создания равной социальной загрузки мужчин и женщин, а путем создания равных возможностей для их самореализации (в том числе – профессиональной), путем гармонизации мужских и женских социальных ролей.


[1] Цит. по: Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Питер, 2003, С. 321
[2] Цит. по: Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Питер, 2003, С. 321.


Использованная литература:

  1. Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. Сборник научных трудов. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000, С. 29-36.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
  3. Виноградова Т.В., Семенов В.В. сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. – 1993. - №2, С. 63-71.
  4. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998, С. 188 - 202.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Питер, 2003.
  6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Питер, 2000.
  7. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социальные исследования. – 1995. - № 10, С. 88-95.


Фазлиахметова Эльвира Илдусовна,
практикующий психолог,
сертифицированный гештальт-терапевт,
специалист по символдраме

Добавить комментарий