Приют для бездомных животных


Предполагаю, что читающие эту статью многие мои коллеги по цеху - психологи, сочтут её не научной, и истины, к которым я здесь прихожу – недостаточно обоснованными. Но я придерживаюсь той позиции, что вся наука психология носит описательный характер, а любая истина в ней не абсолютна. Так вот, я и описываю в этой работе свой непосредственный опыт и его понимание. Возможно, кому-то это будет созвучно и полезно, тогда это и будет для него истиной, чем это является сейчас для меня.

На написание этой статьи меня натолкнули несколько событий, совпавших между собой по времени, и о которых я буду упоминать ниже.

Первым из них была проводимая мной психологическая мастерская, где участники искали и находили для себя свои жизненные ценности и свой жизненный смысл.

Следующим событием был сон, приснившийся в одну из ближайших ночей после этой мастерской. Сюжет его был следующий:

Я в военной казарме. Несколько железных казарменных коек, на них нет матрацев, есть несколько солдатских байковых одеял, которых не хватит на все кровати. Людей в казарме больше, чем коек, и под моей кроватью спит кто-то ещё. Я ищу что бы постелить себе на койку, при этом присутствует ощущение нехватки (то есть, что не хватает чего-то нужного, похоже на беспокойство, небольшую тревогу).

В предшествующие дни произошло ещё одно событие, объясняющее психологическое происхождение этого сна – жена спровоцировала меня на ажиотаж в связи с повышением цен и, якобы, грядущим банковским кризисом. Я поддался и стал искать способы купить сейчас, а то потом будет поздно. При этом, конечно же, было такое же чувство нехватки чего-то, которое трансформировалось затем во сне.

Через пару дней я очнулся от этого гипноза инстинкта самосохранения, который диктует мысли о том, что мы чего-то упускаем, и надо спешить, а то завтра будет хуже, чем сегодня, и ты не успеешь.

«Какой во всей этой суете смысл? Ведь не случайно мы легко поддаёмся всему этому», - такие вопросы возникли в моей голове.

И ещё один вопрос: «Ведь я довольно давно определил для себя свои ценности и смысл, почему же и я впал в это искушение?»

Ответ нашёлся таким: если я – человек, венец творенья так несовершенен, значит мир и я сам нуждаются в совершенствовании, то есть в своём развитии.

Что сподвигает человека развиваться?

Возможно ощущение нехватки (беспокойство, тревога - если по научному назвать это чувство)!

Все наши земные потребности, неудовлетворение которых, как правило, вызывает тревогу, в том числе о хлебе насущном – суть стимулы, толкатели развития, самосовершенствования. Только материальное развитие человека (строительство своего дома, покупка машины, красивой одежды и т.п.) мне увиделось как учебный процесс, или ещё - как метафора в земной жизни другого развития – развития более глобального, в масштабе вечности и всего мироздания.

А что в человеке вечно, и что такого он мог бы вложить в мироздание, в вечность, ведь всё, что он делает в материальном мире бренно и тленно? Египетские пирамиды и те разрушаются со временем.

Ответ напрашивается сам собой – вечная душа. Хотя это понятие не имеет научной формулировки, для прояснения предлагаю обратиться к другим источникам. Тут у каждого свой путь – религиозные источники, психотерапевтический или личный опыт, или что-то ещё.

Для меня становится яснее путь развития человека: в молодости это учебное развитие – образование, трудовая деятельность ради материального развития. Когда этот учебный этап освоен – может начаться зрелый этап: вклад в развитие своей бессмертной души. Может начаться, а может и не начаться, а человек так и остаться на подростковом этапе своей жизни и развивать, и развивать до конца своих дней только материальную сторону своего бытия, так и не перейдя к другой – взрослой, зрелой своей задаче.

Конечно, духовное развитие может идти и в молодости, и параллельным с материальным развитием процессом. Речь скорее идёт о приоритетах на каждом из жизненных этапов, в чём главный смысл жизни в данное время, а в чём второстепенный.

Время и возможности выполнить и эту свою задачу в жизни ограниченны продолжительностью жизни на земле. Прочитав автобиографию К.Г.Юнга, я соглашаюсь с ним в том, что после смерти, мы освобождаемся от земных забот, привязанностей, мук, трудностей, мы отдыхаем от всего этого, но мы не можем больше и развиваться.

Да, наши страдания, преодоления здесь на земле даны для возможности развиваться и развивать, в первую очередь, себя – свои способности, душевные качества, то есть самосовершенствоваться, и через совершенствование себя совершенствовать этот несовершенный мир.

После смерти такой возможности возможно не будет. Возможно, будет блаженство отдыха, как было в раю с Адамом. Но в этом состоянии, когда нет никаких преград, нехватки, недостатков, нет и развития.

Возможно, поэтому Создатель придумал грех (ошибку, несовершенство), чтобы Адам познал зло, а через него цену добра, и сам в трудах совершенствовал этот мир. В общем, нашёл Адаму, и всем нам вместе с ним, занятие.

Возникает вопрос: легко сказать развиваться, а в каком направлении есть смысл развиваться, чтобы не оказалось в конце жизни, что делал нечто никому ненужное и бессмысленное? Я лично привык искать ответы всё в тех же источниках, сопоставляя для надёжности между собой информацию из них:

– учения основных мировых религий;

- основные, апробированные практикой психотерапевтические теории;

- осознание собственного опыта.

Приведу для наглядности информацию на этот счёт из самого доступного из вышеперечисленных источников:

«Любите врагов ваших,

благословляйте проклинающих вас,

благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих и гонящих вас,

да будете совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

(Евангелие от Матфея гл.5)

Вполне определённо всё сказано, и задач для развития хватит до конца дней, не заскучаешь.

И так, я предлагаю на суд читателя следующий тезис: один из важнейших смыслов и предназначений человека на этой земле – развитие.

Наблюдая за современной жизнью, я также нахожу этому подтверждения на каждом шагу. Например, работа современных компаний в сфере бизнеса, в условиях конкурентной среды предполагает безостановочное развитие, прекращение которого, даже кратковременное, грозит отставанием и в итоге крахом, смертью компании. Любой человек творческой профессии, то есть тот, чьим продуктом деятельности является каждый раз нечто новое, чего ещё не было, прекрасно знает, что такое остановка творческого процесса – так называемый творческий застой. Это тоже очень похоже на смерть.

Почему бы не переложить это на жизнь человека в целом, если подойти к ней как к некоему продукту его творчества?

Пока человек тем или иным способом развивается – его жизнь имеет для него самого интерес и смысл, если он остановился в своём развитии, это начало конца. И, на самом деле, каждый это понимает в глубине своей души, и страшиться потерять этот смыл – развитие, зная, что за ним последует скука, деградация, душевная, а за ней и физическая смерть.

Другое дело, какое направление избирает человек для своего развития. И развитие ли это на самом деле, а не бег по замкнутому кругу. Я сейчас говорю о столь распространённом явлении, как компенсаторная деятельность. Когда не видят пути действительного развития (под этим я понимаю действительно нечто новое в жизни), начинают заменять его такой деятельностью. К примеру, просто менять одно на другое из этой же серии, то есть из того, что уже было. Примеров масса: очередной раз меняют машины, квартиры, одежду, телефоны, сексуальных партнёров, и т. д. и т. п. Причём это может касаться любой сферы деятельности. Но всё это уже было (я не имею ввиду молодёжь, у которой это в первый раз). Это не является больше развитием, это псевдоразвитие, это бегство от ощущения бессмысленности. А так как это не то, то и тревога не проходит, и приходится менять шило на мыло и обратно.

У меня, конечно, есть понимание того, что находить пути для действительного развития, а не на повторения пройденного как заезженная пластинка – трудный творческий процесс, длящийся всю жизнь, выпасть из которого, и остановиться в застое, можно на любом её этапе. Но в этом мне видится суровая реальность.

Осознание этой реальности и есть цель написания данной работы, которую на этом я хочу завершить. Не знаю, открыл ли для себя читатель что-либо, но для меня изложенное здесь понимание было новым – то есть тем, чего не было раньше в моей жизни, а значит – развитием.

Васильев Олег Георгиевич,
клинический психолог.

Добавить комментарий