Приют для бездомных животных


Анализ творческого самовыражения в онто- и филогенезе. Первые детские рисунки отражают не внешний вид предметов, а основную идею или внутреннюю модель самого автора. Творческий процесс имеет качество переходного пространства для ребенка. Процесс рисования и рисунки как переходное пространство и переходные объекты помогают детям сохранить внутреннюю реальность и отличить ее от внешнего мира.

Проблема творческого самовыражения в изобразительном искусстве носит многоплановый характер и связана как с фундаментальными законами развития личности в онтогенезе, так и с эстетическими приоритетами общества, с появлением новых форм общественного сознания.

Разные люди в разной степени предрасположены к художественному творчеству. Склонность, одаренность, гениальность – это данные и природны, генетически заложенные природой и унаследованные от предков, и социальны, зависящие от воспитания, личности, общественного уклада, общественного сознания.

Художественное творчество это загадочный процесс. Как появляются и соединяются в голове художника фантазии и идеи, воплощаются в произведении, не может быть изучено в парадигме формальной логики. «…В научной области величайший изобретатель отличается от жалкого подражателя и ученика только по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается специфически» (1, 324-325).

Творческий процесс начинается с замысла, который является результатом восприятия жизненных явлений и их понимания личностью на основе ее глубинных индивидуальных особенностей. Степень одаренности, общекультурная подготовка неразрывно связаны и пронизаны встречными силовыми линиями: идущими от замысла художника и от зрителя, его потребностей и предпочтений.

Искусство не повторяет жизнь зеркально, а создает особую реальность. Художественная реальность может быть параллельна истории, может быть ее моделью, но она никогда не является ее слепком, ее копией.

Художественный образ – это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Ассоциативность как одна из особенностей психологического механизма художественного творчества на гносеологическом уровне проявляется в виде метафоричности, парадоксальности, сопряжении далеко отстоящих друг от друга явлений. Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и дает ему новую трактовку.

«…Каждое художественное произведение как микрокосм (и в этом смысл этого термина) есть единство не нумерическое, а заключает в себе, подобно миру в целом, целый ряд художественно бытийных сфер, находящихся в определенном закономерном, функциональном отношении друг с другом и составляющих то многообразие, без которого нет художественного единства... художественное вообще есть факт индивидуального художественного космоса, который налицо в каждом художественном индивидууме…Граница художественного объекта, имея, как всякая граница, двойной смысл – вовне и вовнутрь – должна, по-видимому, обладать какой-то чисто художественной отграниченностью вовне (художественная замкнутость вовнутрь гораздо более очевидна и относится к фактору положительного внутреннего единства)… момент отграничивающий может обладать очень большой степенью самостоятельности, он может быть выделен в своеобразную промежуточную сферу, которая уже не среда и еще не самый продукт, в сферу, обладающую странным промежуточным бытием, чисто формальной функцией двузначного отграничения вовне и вовнутрь» (2, 50-51).

Художественное творчество предопределено культурной целостностью как таковой. Изменение художественного видения происходит при смене одной культуры другой в филогенетическом развитии, в онтогенезе - при прохождении ребенком стадий и этапов развития.

Формирование нового культурного сознания, нового мировоззрения, картины мира зависит не только от общественно-бытовой и общественно-культурной ситуации, но и формируется в рамках индивидуальной творческой деятельности и индивидуального созревания личности.

Пытаясь рисовать, ребенок сначала изображает не внешний вид предмета, а основную идею или внутреннюю модель. В результате он изображает схемы объектов, разбивая их на основные элементы - это интеллектуальный реализм. Величайшие художники нашего времени пытались вернуться к воспоминаниям детства и детским способом изображать увиденное.

Первые детские рисунки появляются примерно в два года. Только научившись держать карандаш, кисть или мел, ребенок с энтузиазмом начинает рисовать штрихи и каракули. Эти изображения отражают неразделенность внутреннего и внешнего мира, отсутствие целостных внешних объектов, хаос внутреннего и внешнего. Изобразительное творчество, вероятно, является одним из способов разделения между Я и не Я ребенка.

Ребенок эмоционально и серьезно относится к своим рисункам, он как будто ожидает не только понимания со стороны окружающих его взрослых людей, но и надеется, что мы угадаем смысл изображенного, назовем словом, означим его перцептивные переживания. Рисунок становится для ребенка переходным пространством между ним и другими в широком понимании этого выражения. Искусство соединяет первичный мир воображения с актуальным миром. Изображение становится как будто промежуточной сферой, которая уже не сам ребенок, но еще и не внешний мир, со странным промежуточным бытием, дающим отграничение вовне и вовнутрь. Ребенок погружается в искусство, и таким образом, обеспечивает практический путь к исцелению фундаментального раскола в жизни человека.

Появление в детских рисунках круга, замкнутых фигур свидетельствует о появлении в сознании образа себя. Рисунки характеризуют, прежде всего, самого ребенка его фантазии и представления, нежели служащие моделью предметы. Реагируя на окружающую реальность, он, очарованный внешним миром, изображает концепцию человечества как такового. Индивидуальность развивается медленно, по мере того, как ребенок осваивает внешнюю среду, получает представления о своем теле, усваивает базовые процессы символизации, овладевает речью.

Предметный рисунок появляется у детей в трехлетнем возрасте, к кругу добавляются линии и палочки – это первая форма изображения человека или животного, так называемый головоног. Окружность символизирует, видимо, все тело вместе с головой, отходящие от нее линии и палочки – руки и ноги, количество которых может быть различным. Нередко на рисунках присутствуют черты лица, волосы.

Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища. Рисунок составлен из отдельных частей, ноги располагаются по краям туловища, руки начинаются от середины туловища.

Шестилетние дети рисуют детализированное изображение человека и животных, содержащее все основные части тела. У младших школьников появляется пластическое изображение, где одни части тела органично соединены между собой, а другие как бы приклеены. Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими.

Для подросткового возраста типично пластическое изображение, появляются признаки пола. Если отсутствует специальное художественное образование или талант, то совершенствование рисунка человека в подростковом возрасте прекращается.

Универсальность детского рисунка заключается в последовательной смене отдельных стереотипов изображения, нарушение этого процесса может свидетельствовать о социальном неблагополучии, органической патологии, искажении личностного развития.

Изобразительное творчество имеет огромный потенциал в формировании личности, личностных ценностей, социальной адаптации. Эстетическое воспитание формирует в ребенке созидательное начало и способность воспринимать красоту. При появлении в этом мире у ребенка превалирует принцип удовольствия, он стремится насладиться всем, что предлагает ему мир. Влечение к жизни, встретив любовь и способность матери понимать и чувствовать импульсы и поведение своего ребенка, создает прекрасный мир, где все наделено детским видением красоты. «… Врожденная эстетическая отзывчивость ребенка на мир как место наслаждения, в котором все вещи желанны» (3, 14).

«Художник находится между объективной действительностью – настоящим, которое он должен освоить, и будущим – художественным произведением, которое он должен создать. Но между объективной действительностью и художником находится еще важное звено – культура, овладение которой определяет его способность создать произведение искусства» (4, 379).

Акт художественного обозначения приводит к формированию в сознании человека предмета второго поколения. Создавая художественное произведение, художник одновременно расщепляет, означает, выражает в знаковой форме мир сознания, в котором он живет.

В филогенетическом аспекте, к самым первым наскальным и пещерным рисункам относятся профильные изображения животных, сначала контур животных не заполнен внутри, затем изображение становится более информативным, прорисовываются глаза, ноздри, шкура животных. Иногда в них встречаются детали мистического характера, явно не соответствующие образцу. Некоторые авторы предполагают, что эти рисунки в большей части являются продуктом галлюцинаторной деятельности древних людей. Другие объясняют странности древней живописи тем, что все основные типы условных приемов древней живописи являются неким чертежом.

Можно предположить, что архаический человек с помощью рисунка как предмета пытался осмыслить природные явления и события, происходящие с ним. Возможно, способность глаза видеть целые предметы, включая животных и людей, различать изображение от реального объекта, пришла к человеку не сразу и через длительную эволюцию творческого самовыражения, через изображение окружающего мира. В онтогенетическом аспекте маленькие дети проходят сходный путь развития зрительного восприятия и наглядного изображения.

«Современный человек живет главным образом среди предметов второго поколения, которые он сам породил и продолжает порождать; он имеет дело не только и не столько с предметами, людьми и животными, сколько с их знаками и изображениями» (5, 109).

Древний человек не срисовывал форму в современном понимании, а скорее конструировал ее из отдельных функциональных частей животных и людей, наделяя изображение сакральными свойствами, одушевляя его.

Современная психология, изучая онто- и филогенетические пути развития психики, особое значение придает переходным объектам, как промежуточному пространству или вещи с функцией двузначного ограничения вовне и вовнутрь. Переходный объект и переходное пространство помогает ребенку сохранить внутреннюю реальность и отличать ее от внешнего мира, что имеет соответствия в изобразительном искусстве как акте художественного обозначения предмета второго поколения. Изобразительное творчество «имеет качество переходных объектов, поскольку они уподобляют то, что было дано заранее, созданному, а воображаемое – тому, что было найдено на поверхности (на холсте); соединяя то и другое, они образуют новое единство и новую реальность» (6,231).

Из вышесказанного можно предположить, что есть положительная корреляция между сменой последовательных этапов и стереотипов изображения в онто- и фитогенезе; значение творчества и творческого самовыражения заключается и в качестве переходного объекта, и в качестве предмета второго поколения.

Автор: Баруздина Елена Борисовна .
Психолог, психоаналитический психотерапевт.

Список источников:

  1. Кант И. Сочинения Т.5. М.: Мысль, 1965.
  2. Габричевский А.Г.Морфология искусства. М.: Аграф, 2002.
  3. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб-Мн.: Диалог, 1997.
  4. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М.: КДУ, 2005.
  5. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. М.: УРСС, 2004.
  6. Хан М. Масуд Р. Творчество Д.В. Винникотта. Энциклопедия глубинной психологии. М.: Когито-Центр, 2002.

Комментарии  

#1 Kарина 05.07.2011 00:05
Хм!! очень интересная статья! мне очень понравилось, особенно цитата: "Искусство не повторяет жизнь зеркально, а создает особую реальность. ...", по моему мнению это самая главная фраза, многие люди смотря на картины известных художников непонимают что там изображено, они стараються увидеть там определенные предметы на картинке, и невидят их, ненаходят смысла в картине, а если бы они старались понять их суть, то все стало бы для них очень понятным!
Цитировать

Добавить комментарий